См. раздел Публикации и презентации

Обучение математике детей с проблемами в интеллектуальном развитии

< Предыдущий       1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15         Следующий >
16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  
Обучение математике детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Этапы работы над арифметической задачей.

В тексте есть слова «всего, осталось, больше, меньше», которые указывают на выбор арифметического действия. Но не всегда по контексту так бывает, поэтому не стоит ориентировать детей только на эти слова. Для того, чтобы правильно выбрать зависимость учитель должен провести беседу, в ходе которой и будет установлена связь между данными и искомым. Разбор задачи можно начинать с числовых данных и вести к главному вопросу (сверху). Можно начинать разбор задачи от главного вопроса (снизу).

В младших классах при разборе задачи рассуждения чаще всего проводятся от числовых данных к вопросу задачи, т.к. учащимся легче к выделенным числовым данным поставить вопрос, чем подобрать два числа к вопросу задачи. Однако постепенно (с 3 класса), следует проводить рассуждения от главного вопроса задачи.

Решение задачи опирается на предыдущий этап. Учитель спрашивает: Во сколько действий задача? Что будем находить сначала, каким действием и.т.п.

Запись решения задачи в первом классе будет в виде рисунка, т.к. дети не умеют писать. Далее используются различные формы записи: запись действий и ответа с наименованиями, запись решения с пояснением, запись решения с вопросами и действиями, запись плана решения и само решение.

Форма ответа может быть краткой и полной.

Так как функция контроля у школьников нарушена, то проверка решения задачи имеет не только образовательное, но и коррекционное значение. В младших классах проверка происходит словесно и при помощи манипуляции с предметами. Проверяется соответствие ответа условию задачи (О чем спрашивается в задаче? Получили ли ответ на вопрос задачи?)

Далее проверка возможна и другими способами, например, элементы программированного обучения. На доске ответы конечного и промежуточного действия (не в том порядке, в каком нужно). Дети сверяют их с полученными, получая подкрепление правильности или наоборот.

Последующая работа над закреплением решения задачи очень важна, т.к. не всегда есть уверенность в том, что поняли все. При закреплении решения можно использовать разные приемы: вопросы по содержанию задачи, рассказ хода решения с обоснованием выбора действия, вопросы к отдельным действиям или вопросам (Почему первое действие вычитание, для чего нужно было узнать сколько...). Возможно продумывание, как решалась бы задача если бы ... , при изменении вопроса задачи, числовых данных. Используется прием сравнения двух видов задач (сложение и вычитание).

До 2 класса при решении задач рассуждение идет от числовых данных к вопросу, т.к. детям легче к выделенным к выделенным числовым данным поставить вопрос. С 3 класса - рассуждение ведется от главного вопроса. Нельзя прибегать к многословным рассуждениям, вопросы должны быть очень четко сформулированы.

Не следует стремиться решить на уроке несколько задач, лучше разобрать одну. Очень важно научить ребенка понимать, где условие, а где вопрос.

Использование плана действий, алгоритма рассуждения:

  • Мне известно...В вазе три красные розы и две белые.
    Надо узнать...Сколько всего роз в вазе?
    Рисую (выкладываю) и объясняю...рисую точки (выкладываю цветы)
    Подумаю, каким действием решать.
    Объясняю, почему...
    Решаю...
    Отвечаю на вопрос задачи...