См. раздел Публикации и презентации

Обучение математике детей с проблемами в интеллектуальном развитии

< Предыдущий       1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15         Следующий >
16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  
Обучение математике детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Изучение первого десятка.

Очень сложно сформировать у умственно отсталого школьника представление числа, понятие числа и счета. У детей наблюдаются трудности в обозначении числа цифрой. С трудом формируется практическое умение счета. В этот период школьники учатся считать в прямой и обратной последовательности в пределах 10; записывать и сравнивать числа в пределах 10; называть соседей; знать состав числа; различать знаки; записывать и решать примеры, в том числе и с окошком.

Дети усваивают количественные числительные и затрудняются в порядковых. Называют пять, а показывают шестой предмет. Затрудняются в счете предметов, если меняется их расположение в пространстве. Наблюдаются стереотипии при счете и, как следствие, счет опять начинают от 1 до 10, а не с заданного числа.

Имеются трудности в ответе на вопрос «Сколько?» Школьники не могут ответить на него сразу и начинают считать все заново.

Наблюдаются трудности при пересчете разнородных предметов. Учащиеся отдельно считают каждую группу и не могут объединить все предметы. Например, при выполнении заданий типа: в корзине лежат шишки, грибы, яблоки. Сколько всего в корзине предметов?

Для облегчения усвоения материала используется большое количество наглядности: предметы, игрушки, трафареты, шаблоны, картинки, таблицы, касса цифр, монетные кассы и т.п.

Продуктивными являются задания типа: сколько шапок нужно надеть трем мальчикам, когда они пойдут гулять? Почему? Сколько сапог наденут два мальчика?

Фрагмент урока «Число и цифра 3»

1. Получение числа

Чтение стихотворения сопровождается демонстрацией.

  • На поляне у дубка
    Крот увидел два грибка.
    А подальше, у осин,
    Он нашел еще один.
    Кто ответить нам готов:
    Сколько крот нашел грибов?
  • Сколько сначала крот увидел грибов? (посчитай)
    Сколько потом увидел? (посчитай)
    Сколько всего он нашел грибов? (сосчитаем все грибы).
    Как получилось три гриба?
    А если убрать один грибок, то сколько останется?

Закрепление материала проходит на других пособиях: три поросенка, три медведя.

2. Обозначение числа цифрой, письмо цифры

Сначала показ печатной, затем рукописной цифры. Рассматривание, обводка в воздухе, обводка по бархатной бумаге.

  • А вот это - посмотри,
    Выступает цифра три,
    Тройка - третий из значков -
    Состоит из двух крючков.

Показ образца, рассматривание, разбор, как писать, в какую сторону, откуда начинать и т.п. На образце стрелочками показано направление - как писать цифру. Показ написания цифры на доске с объяснением учителя. Написание детьми рукописного варианта цифры по контуру, по точкам, по пунктирным линиям, самостоятельно.

3. Соотношение количества, числа и цифры

Работа с иллюстрацией к сказке «Три медведя».

  • Возле леса на опушке
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?

Счет стульев и кроваток, обозначение количества предметов цифрой. Подбор к цифре соответствующего количества предметов (три ложки, кружки). Чего еще у медведей в доме три? (подушки, тарелки).

4. Место числа в числовом ряду

Работа с числовой лесенкой (поднимаемся по ступенькам, вносим в числовой ряд цифру три). Анализируется место числа в числовом ряду (между, за, рядом, после, соседи). В тетрадях записываются числа от 1 до 3 по порядку, от 3 до 1, с одним окошком, с двумя окошками. Здесь могут использоваться такие задания как: «Живые цифры», «Найди свое место» т.п.