См. раздел Публикации и презентации
Обучение математике детей с проблемами в интеллектуальном развитии
Недостатки мышления проявляются в несовершенстве процессов анализа и синтеза. Это не позволяет связать части в целое и наоборот, установить между ними связь и зависимость, и, исходя из этого, выбрать правильное решение. Процессы мышления отличаются косностью и тугоподвижностью. Учащиеся не могут целиком воспринимать условие задачи, условие примера в несколько действий. С трудом происходит переключение с одной операции на другую. Наблюдается стереотипность ответов (посчитай от 5 до 8 - считают от 1 до 10; сколько будет 2х2 - начинают воспроизводить всю таблицу умножения, при этом забывают, зачем это делают, т.к. не удерживают в памяти задание). Косность мышления проявляется в «приспосабливании» задания к своим знаниям и возможностям. Например: У девочки было 3 конфеты, несколько она съела, осталась 1. Сколько конфет она съела? Ученик воспроизводит:Было 3 конфеты, девочка съела одну. Сколько у нее осталось? И решает соответствующим образом. Тугоподвижность мышления проявляется в «буквальном переносе» имеющихся знаний без учета ситуации. Например, 5см+3мм=8см (или 8мм). «Буквальный перенос» наблюдается и при решении задач. Из-за несовершенства зрительных восприятий школьники не могут запомнить написание цифр, условных обозначений. Цифры не пишут, а строят, пририсовывая элементы. Наблюдается зеркальность письма, путают схожие по написанию цифры, не видят клетку, не понимают понятияверх, правый верхний угол, отступить 4 клетки и т.п. Из-за нарушений слухового восприятия при письме под диктовку умственно отсталые дети допускают большое количество ошибок, плохо воспринимают на слух информацию, особенно с большим количеством условий. |