См. раздел Публикации и презентации
Обучение младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка
Очень важной является работа со схемой слова и предложения. Условно-графическое изображение слова – полоска черного цвета. Первоклассники учатся «читать» слова, записанные под предметными картинками, сами «подписывают» картинки, называют предметы на ситуационных картинках и «записывают» соответствующие слова. В течение всего времени обучения ведется соотнесение «Где предмет?» – «Где «написано» слово?» Знакомство учащихся с предложением – следующий этап. Он начинается также с устной работы – составления предложений о наблюдаемом действии. Далее вводится условное изображение предложения – длинная полоска черного цвета с вертикальной чертой в начале и точкой в конце. Первоклассники учатся «читать» предложения, записанные под картинками, составлять предложения по рисунку и «записывать» их. Далее внимание учащихся переключается на возможность деления предложения на отдельные слова, что находит отражение в условно-графическом изображении. В конце добукварного периода, когда у первоклассников сформированы практические представления о предложении и слове как о разных единицах речи, двухуровневая схема предложения «сворачивается», в ней сразу обозначаются входящие в предложение слова, а вертикальная черта в первом слове и точка в конце сохраняются как и в предыдущем варианте схемы. Один из наиболее сложных этапов в формировании простейших операций звукового анализа – упражнения в делении слов на слоги. Сложность этого этапа связана, прежде всего, с тем, что слог не имеет смыслового значения, поэтому его выделение не может опираться на практические упражнения с реальными предметами, наблюдения за действиями. Следует обратить внимание, что термин «слог» в добукварный период используется только в речи учителя, первоклассники же говорят «часть слова». Заключительным этапом в системе формирования простейших операций звукового анализа является знакомство первоклассников с речевым звуком, тренировочные упражнения в выделении первого звука в слове, фиксации его условно-графическим изображением в схеме слова. В качестве условного обозначения звука используются квадраты без цветового наполнения. Схемы согласных звуков «наполнятся» синим цветом, а схемы гласных – красным. |