См. раздел Публикации и презентации
Современная система организации обучения детей с интеллектуальными нарушениями
До конца XIX века проблема обучения умственно отсталых детей волновала главным образом врачей-психиатров. В этот период супруги врачи Маляревские разрабатывают основные принципы воспитания и обучения умственно отсталых детей, организуют разнообразные формы помощи этим детям. Всеволод Петрович Кащенко создал первую школу-санаторий для аномальных детей, в последствии она переросла в НИИ Коррекционной педагогики. Невропатолог Григорий Иванович Россолимо предложил метод исследования умственно отсталых. Психиатр Георгий Яковлевич Трошин внес большой в клад в отграничение различных форм умственной отсталости. Работают такие педагоги, как Екатерина Константиновна Грачева. Она создает первые учреждения для глубоко умственно отсталых детей, издает первые руководства по работе с ними. Наибольший вклад в дефектологию был сделан Львом Семеновичем Выготским. Он сформулировал цели и задачи специальной педагогики и специальной школы. Выявил и систематизировал закономерности психического развития аномального ребенка, учение о первичности и вторичности дефекта, сформулировал понятия «зона ближайшего и актуального развития», понятие о компенсаторных возможностях ученика. В 20-30 годы в Москве, Ленинграде и Киеве создаются специальные дефектологические факультеты для подготовки педагогов-дефектологов. В 60-е годы появились первые работы, посвященные проблеме неуспевающих и недисциплинированных детей. Постепенно Т.А. Власовой была выделена группа детей с ЗПР, разработан принцип дифференцированного обучения и воспитания. На сегодняшний день этим вопросом занимаются Г.Ф. Кумарина и С.Г. Шевченко. В 80-90 годы Г.Е. Сухаревой и М.С. Певзнер были разработаны классификации олигофрений. |