См. раздел Публикации и презентации

Современная система организации обучения детей с интеллектуальными нарушениями

< Предыдущий       1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14         Следующий >
15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  
Современная система организации обучения детей с интеллектуальными нарушениями

Основы современной олигофренопедагогики, специальной (коррекционной) педагогики и психологии были заложены в эпоху Возрождения. Объектом изучения тогда являлись дети с выраженной умственной отсталостью, имбецилы, идиоты, лица с врожденными уродствами, психически больные. Такие дети всегда привлекали внимание и, как правило, вызывали негативную реакцию общества. Так, например, эпоха Античности не отличалась милосердием по отношению к слабоумным и душевнобольным. Общество избавлялось от детей-уродов. Аристотель оправдывал это экономическими мотивами, Платон – евгеническими соображениями. Евгеника изучала законы наследственности и генетики человека. Теория получила распространение в фашисткой Германии и в США во времена расовых разногласий. В древнем Риме также процветало умерщвление детей-уродов. Римский философ Сенека писал: «Мы убиваем уродов и топим тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового». В ряде стран такие дети оставлялись на произвол судьбы, без присмотра. Во времена инквизиции таких людей сжигали на кострах.

Ситуация менялась по мере того, как развивалась наука и медицина, а религиозная идеология и мистические взгляды отходили на второй план. Врачи стали поднимать вопросы лечения таких людей, педагоги заговорили об обучении. Перелом в отношении к слабоумным произошел в период французской буржуазной революции (1789-1793). В лечебницах сняли цепи с душевнобольных, перестали бить и истязать. Появились работы таких ученых-психиаторов, как Пинель, Эскироль, Итар, Сеген. Эскироль первым понял, что олигофрения это не болезнь, а состояние. Тем самым было положено начало клинического и психологического изучения слабоумия. Были даны первые классификации умственной отсталости, появились первые опросники (диагностические тесты). Стали открываться первые частные школы для умственно отсталых. В рамках государства стала оказываться помощь умственно отсталым в Германии, Англии, Швейцарии. Была открыта целая сеть вспомогательных школ, приютов и вспомогательных классов. В Италии, опираясь на идеи Сегена о сенсомоторном воспитании, систему работы с умственно отсталыми детьми предлагает М. Монтессори. Была заложена основа лечебной педагогики. Впервые начинают не только заниматься с такими детьми, но и готовить специальных педагогов.