См. раздел Публикации и презентации

Коммуникативная направленность уроков чтения в коррекционной школе

< Предыдущий       1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13         Следующий >
14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  
Коммуникативная направленность уроков чтения в коррекционной школе. Подведение итогов работы над произведением.

При завершении работы над произведением обязательно подводятся итоги и делаются выводы, изученный материал анализируется и обобщается. На этом этапе очень важно предложить учащимся высказать свои суждения о событиях, описанных в произведении, опираясь на собственный жизненный опыт. Например:

  1. Бывали ли у вас в жизни такие случаи, когда один и тот же человек вел себя по-разному при разных обстоятельствах. Не были ли вы разочарованы в этом человеке. Почему?
  2. Самостоятельный анализ произведения (или персонажа) по плану. Этот прием позволит учителю осуществить срез знаний, оценить сформированность словаря учащихся, их умение обобщать и творчески перерабатывать информацию, выяснить их личное отношение к произведению и его героям. Учащимся предлагается проанализировать прочитанное произведение по пяти пунктам. Порядок анализа произведения записан на доске или на карточках. Более сильные учащиеся анализируют по всем пунктам, более слабые могут написать в меньшем объеме.
    • Предмет, животное или человек (понравившейся в произведении) - записать одним существительным.
    • Признаки предмета, животного или человека, выбранного вами - записать двумя прилагательными.
    • Действия, совершаемые выбранным вами персонажем - записать тремя глаголами.
    • Предложение, выражающее ваше отношение к персонажу.
    • Ваше отношение к герою или произведению - записать одним словом или словосочетанием.

После проделанной работы учитель просит детей выборочно прочитать свои варианты и объяснить, почему именно так они выразили свое отношение к выбранному для анализа персонажу.

  1. Подводя итог урока, многие учителя допускают одну и ту же ошибку, задавая стандартные и неинтересные вопросы классу: Чем мы сегодня занимались на уроке? Что мы сегодня делали на уроке? Естественно ответ так же типичен: мы читали, писали и т.п. Можно сформулировать вопросы по другому, или попросить ребят задать вопросы друг другу:
    • Петя, узнай у Саши, какое задание на уроке ему показалось самым легким и почему.
    • Оля, спроси у Кати, какой персонаж произведения ей больше всего понравился и почему.
    • Сережа, расскажи ребятам, какой вывод ты сделал для себя, прочитав этот рассказ и почему.
    • Лена, расскажи ребятам о своих чувствах и переживаниях при прочтении отрывка, в котором Герасим утопил свою собаку.
    • Ребята, кто сегодня на уроке задал самый интересный вопрос?
    • Ребята, кто хочет сказать хорошие, добрые слова об ответе своего товарища?
    • Ребята, кто сегодня на уроке лучше всех читал по ролям? Какой отрывок они читали? и т.п.

В заключении следует отметить, что на уроке учителю для развития коммуникативных умений у школьников следует давать им как можно большую самостоятельность. С этой целью необходимо создавать такие ситуации, которые вызывали бы интерес старшеклассников к обозначенной теме, задействовали их жизненный опыт, по поводу которых возможно формирование собственного мнения, желания высказаться, проявить определенную настойчивость в отстаивании своего мнения. Содержание учебного материала должно быть максимально приближено к процессу естественного общения.

Обязательным является применение дифференцированного и индивидуального подхода, который обусловлен различным уровнем речевого и психофизического развития учащихся, и в первую очередь, степенью сформированности коммуникативных умений. Это осуществляется путем подбора индивидуальных заданий, что дает возможность варьировать их содержание, выбирать адекватные приемы работы с каждым школьником.

Работа над коммуникативной функцией речи должна осуществляться в комплексе, в системе уроков. Успешность этой работы зависит от общей организации урока, от правильного применения методов и приемов, стимулирующих общение учащихся в процессе работы.

Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации. Это умение реально оценивать свои речевые навыки, проявлять инициативу при ведении диалога, активно и эмоционально участвовать в диалоге, внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы, грамматически правильно оформлять свои высказывания.