См. раздел Публикации и презентации

Обучение школьников с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках чтения

< Предыдущий       1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16         Следующий >
17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  
Чтение произведений различных жанров (сказка, рассказ, басня, стихотворение)

Стихотворение - это небольшое лирическое или лирико-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и строфическую структуру. Работа с различными по темам стихотворениями имеет огромное воспитательное значение: правила поведения и гигиены, понятия добра и зла, отношение к природе и животным и т.п. Стихотворения могут быть эпическими и лирическими. Для стихотворений эпического (повествовательного) характера обязателен сюжет («Мойдодыр», «Дедушка Мазай и зайцы», «История Власа - лентяя и лоботряса»). Методика работы над эпическими стихотворениями совпадает с методикой работы над рассказом. Специфика же работы будет заключаться в подготовке к выразительному чтению стихотворения и работе над образными средствами языка.

Лирические стихотворения характеризуются повышенной эмоциональностью. Трудности при изучении таких стихотворений заключается в большом количестве метафор, эпитетов и т.п. При работе над этими стихотворениями большое внимание уделяется эмоциональному настрою учащихся (экскурсия, беседа, слушание музыки, рассматривание картин). После подготовительной работы и выразительного чтения стихотворения учителем (аудиозапись) отрабатывается выразительное чтение стихотворения детьми. Текст стихотворения следует разметить (проинтонировать). Сначала идет объяснительное чтение каждой строчки (интонация и разбор содержания).

Работа над стихотворением проходит в три этапа:

  • 1 этап. Вступительная беседа. Первичное восприятие и воспроизведение материала.
  • 2 этап. Заучивание стихотворения.
  • 3 этап. Закрепление заученного материала систематическое повторение выученных стихотворений).

Существует ряд приемов, помогающих детям выучить стихотворение наизусть.

  1. Мнемонический прием:
    • Текст записан на доске, по мере заучивания стираются слова, в конце остается по одному слову из каждой строчки, которые служат подсказкой.
    • По мере заучивания стихотворения на доске остаются первые слова из каждой строчки.
  2. Заучивание по плану:
    • план из слов и иллюстраций к каждой строчке;
    • действенный план (произведение игровых действий с фигурками персонажей из стихотворения и предметов, о которых говориться в стихотворении);
    • картинно-предметный план;
    • план, составленный из ситуационных картинок;
    • символический план (представлен в виде разных геометрических фигур или одной и той же фигуры разного цвета);
    • комбинированный план.