См. раздел Публикации и презентации
Специальные уроки развития речи в программах для школ VII и VIII видов
Рассмотрим разделы работы на уроках по развитию устной речи в рамках программы под ред И.М. Бгажноковой. Раздел «Аудирование» нацелен на улучшение качества воспроизведения речи (аудирование) и собственно произносительной стороны речи: внятность, отчетливость произнесения слогов и слов в речи. Очень важно умение слушать и воспринимать речь. Материал реализуется на каждом уроке через различные задания: выбор названной учителем картинки из двух данных (миска - мишка); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи и т.п. Раздел «Дикция и выразительность речи» - отработка четкости произносительной стороны и эмоциональной выразительности. Сила голоса, темп, мимика, жесты, интонация. Раздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» - этот раздел является ведущим в развитии устной разговорной речи. Сюда входит перечень лексических тем и речевых ситуаций. Учащиеся «проигрывают» эти ситуации, моделируют различные варианты речевого поведения. Раздел «Культура общения» - подготовка и проигрывание речевых ситуаций с использованием слов, оборотов и других языковых средств, служащих для выражения просьбы, благодарности, приветствия. Раздел «Общение и его значение в жизни» (вводится в 3-4 классах). Основу данного курса составляют упражнения в развитии коммуникативных умений. Организация наблюдений за речью и речевым общением, анализ ситуаций. Организация ситуативных игр и выполнение практических заданий. |