См. раздел Публикации и презентации

Специальные уроки развития речи в программах для школ VII и VIII видов

< Предыдущий       1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15         Следующий >
16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  
Специальные уроки развития речи в программах для школ VII и VIII видов. Задачи уроков развития речи.

Непосредственными задачами уроков развития устной речи являются:

  • расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности;
  • постоянное повышение речевой мотивации учащихся;
  • одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для более четкого и полного освещения темы;
  • организация связных высказываний школьников.

На уроке используются все существующие методы. Главным является наглядный метод. Параллельно с демонстрацией наглядного материала используются словесные методы (беседа, рассказ), метод экскурсий и наблюдений. Практические методы: зарисовки, трафареты, аппликация, работа с деформированным текстом и т.п.

Очень важно, чтобы учитель сумел заинтересовать учащихся. Для этого необходимо использовать различный игровой материал: загадки, кроссворды, ребусы, кукольный театр, обыгрывание ситуаций, дидактические и ролевые игры.

Специальные уроки развития речи традиционно включались в учебные планы школ, что объясняется исключительной ролью речи в развитии психики умственно отсталого ребенка.

В программе под ред. В.В. Воронковой это уроки «Развитие речи на основе ознакомления с явлениями и предметами окружающей действительности». На уроках развитие речи проводится на основе формирования элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширения и обогащения представлений детей об окружающем мире. Таким образом, работа строится отстраненно от состояния речи самого ребенка, а восприятие и анализ объектов окружающего мира при отсутствии речевых средств значительно препятствует их осмыслению. Целью таких занятий является исправление дефектов тех или иных компонентов речи (фонематического слуха, лексики и др.), тогда как проблема овладения речью, как средством для ситуативной коммуникации не рассматривается.

В условиях реального общения не естественен такой рассказ: «Это яблоко. Оно большое, красное, круглое. Яблоко на вкус сладкое, сочное. Яблоко - это фрукт». На уроке происходит узнавание, называние, различение предмета по внешнему виду и др., что не вполне соответствует коммуникативным функциям речи. Кроме того, на уроках развития речи распространенными являются такие формы работы, когда ученики несколько раз, друг за другом, описывают один и тот же предмет, будучи при этом заинтересованы только в получении одобрения учителя, но никак не собственно в речевом высказывании.

Содержание развития устной речи умственно отсталых школьников должно рассматриваться в проблемном контексте, где есть предмет для обсуждения. Именно обсуждение предполагает диалог и, как следствие, функциональное использование языковых единиц.

Проблема для обсуждения может быть выделена в рамках любой темы. Например, в теме «Овощи» - «Как можно приготовить овощной салат?», в теме «Домашние животные» - «Мой кот ужасный драчун. А у тебя?» и т.д.

Основное отличие курса «Устная разговорная речь» (программа для 0-4 классов школы VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой), авторы А.К. Аксенова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская) заключается в принципиально другом подходе, определяющем смысловую направленность обучения на основе языковых обобщений и речевых закономерностей. Большая часть времени на уроке отводится формированию и развитию активной речевой практики учащихся в условиях специально разработанных учителем речевых ситуаций. В уроке сохраняется коррекционная направленность: коррекция недостатков произношения, активизация и пополнение словарного запаса, исправление недостатков в построении предложений и связной речи. Проводится специальная работа по обогащению речи словами, речевыми оборотами и устойчивыми конструкциями, формируются «сигнальные» неречевые средства (жест, мимика).