См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Примерный список литературы для написания курсовых и выпускных квалификационных работ по методике обучения умственно отсталых школьников русскому языку

  1. Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис… докт. психол. наук. – М., 1989.
  2. Агаркова Н.Г. Учим детей письму. – М.: Вита пресс, 2004.
  3. Агаркова Н.Г., Цукерман Г.А. и др. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе – М.: Владос, 1999.
  5. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2002.
  6. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Алексина Л.И. Динамика речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи: Дис… канд. пед. наук. – М., 1977.
  8. Алексина Л.И. Особенности понимания литературного текста детьми-олигофренами с речевыми нарушениями различной сложности // Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. – Минск, 1982.
  9. Арнольдов М.А. О возможности эффективного применения программированного обучения во вспомогательной школе // Специальная школа, 1967. – Вып. 5.
  10. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  11. Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии у детей. – М.,: Астрель, 2006.
  12. Бакулина Г.А., Дембицкая Н.В., Обухова Е.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка. – М.: Владос, 2006.
  13. Барская Н.М. Методика изучения грамматики и правописания в 5-8 классах вспомогательной школы. – Л., 1980.
  14. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992.
  15. Барышникова Д.И., Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром. – М.: Аркти, 2004.
  16. Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе 5-8 классы. – М.: Просвещение, 1970.
  17. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. – М.: Просвещение, 2002.
  18. Белякова И.В., Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2002.
  19. Белякова И.В. Запоминание стихотворных текстов умственно отсталыми школьниками // Роль обучения в развитии психики детей-олигофренов / Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1981.
  20. Белякова И.В. Организация работы с умственно отсталыми младшими школьниками при разучивании ими стихотворений // Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников / Под ред. В.Г. Петровой, 1988.
  21. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте. Пособие для учителя. – С-Пб.: Союз, 2004.
  22. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Союз, 2001.
  23. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов педвузов – М.,: Астрель, 2007.
  24. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1987.
  25. Бектаева К.Ж. Система работы над изложением в старших классах вспомогательной школы: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1982.
  26. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль.: Академия и К, 1998.
  27. Бесонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М.: Аркти, 1996.
  28. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. и др. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
  29. Бобла И.М. О повышении коррекционно-воспитательной направленности уроков русского языка в младших классах вспомогательной школы // Вопросы совершенствования коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе. – Минск, 1977.
  30. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: МПА, 1995.
  31. Бойков Д.И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школ интернатов: Дис... канд. психол. наук. – С-Пб., 1994.
  32. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1974.
  33. Брудный А.А. Понимание и общение. – М.: Знание, 1989.
  34. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: Первое сентября, 2002.
  35. Вавина Л.С. Развитие связной письменной речи учащихся старших классов вспомогательной школы на основе специально организованного практического опыта: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1968.
  36. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  37. Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  38. Васильева И.И. Психологические особенности диалога: Дис… канд. психол. наук. – М., 1984.
  39. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: Наука, 1993.
  40. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: Арго, 1996.
  41. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. – Л.: 1991.
  42. Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой. – М.: МГУ, 1967.
  43. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи – М.: Астрель, 2006.
  44. Воробьева Е.В., Шевцова Е.Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М.: Сфера, 2006.
  45. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.: Школа-Пресс, 1994.
  46. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1–4 классах вспомогательной школы. – М.: Школа-Пресс, 1995.
  47. Воронкова В.В. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы при обучении их фонетически правильному письму // Повышение эффективности обучения учащихся младших классов вспомогательной школы. – М., 1981.
  48. Воронкова В.В., Петрова В.Г. К вопросу о дифференциации учащихся вспомогательной школы при обучении русскому языку //Психологический анализ дифференциального подхода при обучении отсталых школьников. – М., 1986.
  49. Воронкова В.В. Дифференцированный подход к учащимся младших классов в процессе обучения правилам правописания // Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения. – М., 1984.
  50. Воронкова В.В. Дифференцированный подход в коррекционно-развивающем обучении умственно отсталых школьников 1-4 классов: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2001.
  51. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ, 1934.
  52. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.
  53. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. – М.: Просвещение, 1983.
  54. Вярянен В.А. Особенности личных взаимоотношений учащихся старших классов вспомогательной школы: Дис… канд. пед. наук. – М., 1971.
  55. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  56. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. – М., 1996.
  57. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1944.
  58. Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1961.
  59. Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. – М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1947.
  60. Гнездилов М.Ф. Наглядные и словесные средства обучения в системе практических упражнений по русскому языку во вспомогательной школе // Известия АПН РСФСР. – М., 1985.
  61. Горбунова Н.В., Мамедова Е.Ю., Микшина Е.П. Методика формирования и развития устной речи. – С-Пб.: Союз, 2001.
  62. Гордиенко Е.А. Научно–педагогические основы обучения аномальных школьников связной речи. – Ташкент, 1985.
  63. Гордиенко Е.А. Развитие связной письменной речи учащихся 5 – 8 классов вспомогательной школы в процессе написания сочинения по картинкам: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1971.
  64. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: Наука, 1980.
  65. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М.: Лабиринт, 1998.
  66. Горелов И.Н. Умеете ли Вы общаться? – М.: Просвещение, 1991.
  67. Гужва Ф.К. Основы развития речи (пособие для учителя). – Киев: Радянська школа, 1989.
  68. Григорьева Т.А., Терентьева А.Л. Формирование некоторых умений самостоятельной работы с текстом у учащихся вспомогательной школы // Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением умственного и физического развития / Под ред. Т.А. Григорьевой и др. – Минск, 1985.
  69. Гусева Г.М. Использование предметно-практической деятельности в работе над сказкой // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка / Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1981.
  70. Гусева Г.М. Система работы над сказкой в 1 классе вспомогательной школы // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. – М., 1983.
  71. Гусева Г.М. Использование иллюстраций и игровых приемов в работе над сказкой в 1 классе вспомогательной школы // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. – М., 1984.
  72. Данилкина Г.И. Работа по развитию речи в 1 классе вспомогательной школы: Дисс… канд. пед. наук. – Л., 1967.
  73. Данилкина Г.И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе. – Л., 1979.
  74. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996.
  75. Дефектологический словарь. – М.: Педагогика, 1970.
  76. Дмитриева Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: Монография. – Н. Новгород: НГПУ, 2004.
  77. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. – М.: Просвещение, 1981.
  78. Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов психологов / Н.П. Ерастов. – Ярославль: Изд-во Яр. Универ, 1979.
  79. Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1972.
  80. Ермилова К.Г. Особенности построения предложений в устной речи младших школьников с отклонениями в развитии: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1979.
  81. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001.
  82. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1970.
  83. Ефросинина Л.А. Уроки чтения, слушания, внеклассного чтения и письма в 1 классе. – М.: Сфера, 2001.
  84. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. – М.: Лабиринт, 1998.
  85. Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1973.
  86. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей. – М., 1995.
  87. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.
  88. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. – М.: Сфера, 2007.
  89. Забродина Л.В. Ренизрук Е.С. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Астрель, 2006.
  90. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – М.: НПО Образование, 1995.
  91. Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. – М.: Учпедгиз, 1935.
  92. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М.: Академия. – 2002.
  93. Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи: Дис… канд. психол. наук. – М., 1961.
  94. Зицер Э.Я. О самостоятельной работе учащихся начальных классов вспомогательной школы // Опыт изучения аномальных школьников. – Л., 1978.
  95. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – С-Пб.: Просвещение, 1995.
  96. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. – М.: Флинта – Наука, 1998.
  97. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Под ред. Ж.М. Глозман. – М.: Сфера, 2006.
  98. Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова – М.: Педагогика, 1988.
  99. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классы. – С-Пб.: Каро, 2005.
  100. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием. – С-Пб.: Каро, 2006.
  101. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых учащихся старших классов в процессе обучения русскому языку: Дис… докт. пед. наук. – С-Пб., 2006.
  102. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения (учебное пособие). – М.: Флинта – Наука, 1999.
  103. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991.
  104. Канакина В.П., Тикунова Л.И. Сборник диктантов и творческих работ. – М.: Просвещение, 1992.
  105. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. – М.: Линна-Пресс, 1994.
  106. Капырина Н.И. Формирование интеллектуально-речевых умений на уроках чтения // Начальная школа. – 1988. – № 10.
  107. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.: Владос, 1998.
  108. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.
  109. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2001.
  110. Карлеп К.К. Теоретические вопросы обучения практической грамматики во вспомогательной школе // Коррекционная работа в специальных школах: Уч. зап. Тартуского университета. – Тарту, 1981, Вып. 559.
  111. Карлеп К.К. Развитие навыка списывания у учащихся вспомогательной школы // Вопросы изучения и обучения аномальных детей. – Тарту, 1984.
  112. Карлеп К.К. Обучение падежным формам во вспомогательной школе // Изучение, обучение и воспитание аномальных детей / Под ред. М. Унт и др. – Тарту, 1987, № 783.
  113. Карпова Г.А. Применение программированных упражнений на основе электролото при изучении орфографических правил // Совершенствование учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе. – Свердловск, 1983.
  114. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению (характер, коммуникабельность). – Ярославль: Академия развития, 1997.
  115. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. – М.: Астрель, 2006.
  116. Колеватова Р.С. Работа над словом на уроках чтения во вспомогательной школе // Коррекционная учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – Свердловск, 1974.
  117. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев: Радянська школа, 1978.
  118. Коломыткина И.В. Экспериментальное исследование процессов списывания текста младшими умственно отсталыми школьниками. – Свердловск, 1977.
  119. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984.
  120. Комарова С.В. Формирование речевой коммуникации учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках развития речи: Дис… канд. пед. наук. – М., 2005.
  121. Комарова С.В. Уроки развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся младших классов школы VIII вида // Психологические и педагогические проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. – М.: МИПКРО, 2001.
  122. Комарова С.В. К вопросу о коммуникативном подходе в развитии речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 1.
  123. Комарова С.В., Якубовская Э.В. Ступеньки к грамоте. Альбом. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2004.
  124. Комская С.Н. Коррекционная роль обучения умственно отсталых школьников старших классов пониманию и использованию образных сравнений: Автореф. дис... канд. пед. наук. – М., 1972.
  125. Комская С.Н. Работа над образным сравнением в 5-7 классах вспомогательной школы как средство развития выразительной речи умственно отсталых учащихся. – Свердловск, 1974.
  126. Комская С.Н. Развитие связной речи умственно отсталых учащихся на уроках грамматики // Совершенствование учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе. – Свердловск, 1983.
  127. Кондратьева С.В. Психолого–педагогические проблемы общения. – Гродно, 1982.
  128. Кондратьева Н.Н., Соболева А.Е. Русский язык с улыбкой. Игровые упражнения для предупреждения и преодоления дисграфии. – М.,: Сфера, 2007.
  129. Кондратенко И.Ю. и др. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. – М.: Айрис Пресс, 2005.
  130. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Диагностика, коррекция, предупреждение. – С-Пб.: ИД МиМ, 1997.
  131. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. – М.: Айрис Пресс, 2006.
  132. Корнев И.И. Обучение русскому языку во вспомогательной школе. – М., 1955.
  133. Коровин К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. – М.: Педагогика, 1976.
  134. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. – М.: КСП, 1997.
  135. Красильникова О.А. Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения. – С-Пб.: Каро, 2005.
  136. Крижанская Ю.С. Грамматика общения / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. – С-Пб: Питер, 2005.
  137. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. – М.: Астрель, 2004.
  138. Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-7 классы. – М.: Владос, 2003.
  139. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяева. – М.: Норма – Инфра, 2000.
  140. Курганова С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение, 1989.
  141. Красильникова О.А. Литературное развитие слабослышащих школьников. – С-Пб: Каро, 2006.
  142. Красильникова О.А., Никитина М.И. Чтение и развитие речи. – С-Пб.: Каро, 2006.
  143. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика, 1974.
  144. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения (учебное пособие). – М.: Флинта – Наука, 1998.
  145. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для вузов / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Владос, 2003.
  146. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – С-Пб.: Союз, 2002.
  147. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 1998.
  148. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1978.
  149. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М.: Владос, 2003.
  150. Лапшин В.А. Понимание метафор учащимися вспомогательной школы // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. – М., 1984.
  151. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.: АПН РСФСР, 1961.
  152. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. – М.: Аркти, 2005.
  153. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии: В 2-х. т., Т.2 / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997.
  154. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: Академия, 2000.
  155. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с ДЦП. – М.: Альфа, 2002.
  156. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997.
  157. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979.
  158. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М.: Наука, 1969.
  159. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999.
  160. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М.: Наука, 1973.
  161. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
  162. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. – М.: Просвещение, 1967.
  163. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ, 1997.
  164. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Просвещение, 1986.
  165. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. – М.: Наука, 1999.
  166. Лубовский В.И., Певзнер М.С. Динамика развития детей-олигофренов. – М.: АПН РСФСР, 1963.
  167. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М.: АПН РСФСР, 1956.
  168. Луценко В.С. Оптимизация метода устного изложения материала на уроках в старших классах // Совершенствование учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе. – Свердловск, 1983.
  169. Луцкина Р.К. Коррекция речевого и умственного развития учащихся вспомогательной школы в процессе специального обучения (учебное пособие). – Алма-Ата: КазПИ, 1989.
  170. Луцкина Р.К. Особенности развития устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1974.
  171. Луцкина Р.К. Развитие устной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения (пособие для учителя). – Алма–Ата: Мектеп, 1984.
  172. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2000.
  173. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 1975.
  174. Львов М.Р. Риторика в начальной школе // Начальная школа. – 1994. – № 9.
  175. Маймор О.С. Работа над стихотворениями на уроке обучения грамоте во вспомогательной школе // Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов общеобразовательной и специальной школы. – Ташкент, 1980.
  176. Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М.: Вако, 2006.
  177. Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с ЗПР младшего школьного возраста: Дис… канд. пед. наук. – М.: 1991.
  178. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Просвещение, 1974
  179. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992.
  180. Матвеева Е.И. Литературное чтение. Учим младших школьников понимать художественный текст. – М.: Эксмо, 2006.
  181. Матвеева Л.В. Развитие письменной речи учащихся старших классов с интеллектуальным недоразвитием на основе моделирования речевого высказывания: Автореф. дис….канд. пед. наук. – С-Пб., 2001.
  182. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – С-Пб.: Стойлеспечать, 1995.
  183. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. – М.: Академия, 2004.
  184. Михлина М.Л. Из наблюдений над синтаксисом диалогической речи. – М., 1955.
  185. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у анамальных детей. М., 1969.
  186. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1984.
  187. Мудрик А.В. Формирование личности школьника в процессе общения . – М.: АПН СССР, 1987.
  188. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Как научиться писать сочинения по картинкам. – М.: Астрель, 2005.
  189. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. / Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985.
  190. Озолайте В.А. Дифференцированное применение вопросов для пересказа текста младшим умственно отсталым и школьниками // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Под ред. К.С. Лебединской и др. – М., 1976.
  191. Орлова Д.И. Некоторые особенности звукового анализа у учащихся вспомогательной школы // Специальная школа. – 1967. – Вып. 1(4).
  192. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Просвещение, 1965.
  193. Павлова Н.В. Формирование функционально-семантической стороны качественной лексики младших школьников с нарушениями интеллекта: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 2002.
  194. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис... канд. пед. наук. – М., 1998.
  195. Павлушкова Н.Н., Харитонова Р.И. Обучение грамоте младших школьников с ЗПР. – М.: Гном и Д, 2006.
  196. Певзнер М.С. Дети-олигофрены / М.С. Певзнер. – М.: АПН РСФСР, 1959.
  197. Перцева Н.В. Диалог как способ обучения чтению // Начальная школа. – 1997. – № 7.
  198. Петрова В.Г. Развитие речи и познавательной деятельности умственно отсталых школьников: Дис… докт. психол. наук. – М., 1975.
  199. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.
  200. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М.: АПН РСФСР, 1969.
  201. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
  202. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных. – М.: Просвещение, 1984.
  203. Пороцкая Т.И. Применение учебных фильмов во вспомогательной школе. – М., 1971.
  204. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М.: Наука, 1979.
  205. Постовская В.А. Предметные уроки и экскурсии в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1962.
  206. Проблемы организации речевого общения / Под ред. Е.Ф. Тарасова. – М., 1981.
  207. Процко Т.А. Особенности мыслительной деятельности умственно отсталых школьников при решении словесно-образных задач: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1980.
  208. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
  209. Разуван Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы (на материале социально-бытовой ориентировки): Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1988.
  210. Речевые уроки / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1994.
  211. Рождественский Н.С. О языке и речи в начальном обучении // Начальная школа. – 1992. – № 9.
  212. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис Пресс, 2005.
  213. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1979.
  214. Рябцева С.Л. Диалог за партой. – М.: Просвещение, 1989.
  215. Савельева Г.В. Совершенствование структуры простого предложения у умственно отсталого учащегося младших классов: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1987.
  216. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1969.
  217. Свиридович И.А. Формирование устной монологической речи у учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис… пед. наук. – Минск, 1999.
  218. Скороходов Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1990.
  219. Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников отстающих в развитии: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1978.
  220. Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога. – М.: Флинта, Наука, 1999.
  221. Смирнова З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного. – М., 1971.
  222. Смирнова З.Н. Внеклассное чтение в младших классах вспомогательной школы // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка / Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1981.
  223. Смирнова З.Н. Особенности понимания стихотворений русских классиков учащимися вспомогательной школы // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталого ребенка. М., 1985.
  224. Смирнова З.Н. Особенности чтения и понимания научно-популярных статей учащимися вспомогательной школы // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. М., 1986.
  225. Смирнова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка во вспомогательной школе // Проблемы обучения умственно отсталых детей / Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1979.
  226. Смирнова Е.Е. Психология общения. – С-Пб.: Каро, 2005.
  227. Смирнова Л.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. – М., 1982.
  228. Соковнин В.М. О природе человеческого общения / В.М. Соковнин. – М.: Менатеп, 1974.
  229. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.
  230. Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
  231. Соколова Е.Н. Методические указания к «Рабочим прописям». – М.: Просвещение, 1973.
  232. Сорокина Н.К. Понимание литературного текста учащимися младших классов вспомогательной школы // Исследование познавательных процессов детей-олигофренов / Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1987.
  233. Сороктна Н.К. Приемы развития преднамеренного запоминания у умственно отсталых учащихся младшего возраста // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. – М., 1984.
  234. Соркина Н.К. Пути совершенствования обучения чтению умственно отсталых учащихся // Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников / Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1988.
  235. Сумарокова В.А. Психологический анализ понимания и запоминания словесного материала при разных способах его восприятия // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И. Шиф. – М., 1977.
  236. Сумарокова В.А. Психологический анализ запоминания и понимания текстов умственно отсталыми школьниками при чтении вслух и про себя // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Под ред. К.С. Лебедянской. – М., 1976.
  237. Сумарокова В.А Учет типологических особенностей учащихся вспомогательной школы при работе над запоминанием прозаических текстов // Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников / Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1988.
  238. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981.
  239. Ульянова Т.К. Речевое развитие учащихся младших классов вспомогательной школы в связи с изучением предметов окружающей действительности: Автореф. дис… канд пед. наук. – М., 1966.
  240. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. – М., 1990.
  241. Усольцева Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1996.
  242. УшаковН.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967.
  243. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умениий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1999.
  244. Феофанов М.П. Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы. – М.: АПН РСФСР, 1955.
  245. Феофанов М.П. Проблема наглядности и наглядного обучения языку в школе // Известия АПН РСФСР. – 1955. – Вып. 68.
  246. Федорова Т.Н. Особенности использования учебника учащимися старших классов вспомогательной школы // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Ред. Кол. Б.П. Пузанов и др. – М., 1987
  247. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001.
  248. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис Пресс, 2005.
  249. Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии. – М.: Астрель, 2007.
  250. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – С-Пб.: Изд-во МиМ, 1997.
  251. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000.
  252. Цукерман Г.И. Виды общения в обучении. – М., 1994.
  253. Цыбикова А.Ц. Система работы над литературными персонажами в старших классах специальной коррекционной школы VIII вида: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1999.
  254. Шишкова М.И. Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения: Дис… канд. пед. наук. – М., 2005.
  255. Шишкова М.И. Пути развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников // Дефектология. – 1999. – № 6.
  256. Шишкова М.И. Практико-ориентированная методика развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 3.
  257. Шишкова М.И. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении // Логопед. – 2006. – № 1.
  258. Шишкова М.И. Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 1.
  259. Шишкова М.И. Современный подход к проведению урока в коррекционной школе // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 6.
  260. Шиф Ж.И. Некоторые особенности наглядного мышления детей-олигофренов // Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. – М., 1961.
  261. Шпунтов А.И. Обучение слушанию на уроках русского языка // Начальная школа. – 1995. – № 9.
  262. Шпунтов А.И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка // Начальная школа. – 1990. – № 10.
  263. Щербакова В.А. Внеклассное чтение в старших классах вспомогательной школы // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка / Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1981.
  264. Щербакова В.А. Организация учета внеклассного чтения во вспомогательной школе // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. – М., 1984.
  265. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Ин-т практич. психол., 1995.
  266. Якубовская Э.В. Исследование устной речи учащихся первых классов вспомогательной школы // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. – М., 1984.
  267. Якубовская Э.В. Разучивание стихотворений с умственно отсталыми школьниками в пропедевтический период обучения грамоте. – М.: Альфа, 2003.
  268. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2000.

При написании работы следует также использовать:

  1. ФГОС и АООП для детей с интеллектуальными нарушениями.
  2. Учебники и учебные пособия для детей с интеллектуальными нарушениями.
  3. Словари и справочники по общей педагогике, психологии, логопедии.
  4. Журналы «Дефектология», «Коррекционная педагогика», «Логопед», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Начальная школа», «Дети с проблемами в развитии», «Специальная психология», «Практическая психология и логопедия», «Логопедия», «Школьный логопед», «Логопед в детском саду», «Коррекционные технологии» и др.

Смотрите также: Оформление ссылок на используемые источники и списка литературы в курсовых и выпускных квалификационных работах