См. раздел Публикации и презентации

Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида


Журнал "Коррекционная педагогика", № 1, 2007 год

Статья опубликована в № 1 журнала "Коррекционная педагогика" за 2007 год

Одним из требований, предъявляемых программой школ VIII вида к чтению умственно отсталых школьников, является осознанное чтение. Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остается актуальной на протяжении всех лет обучения умственно отсталых школьников. Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее и объемнее тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т.п. Осознанное чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсия, демонстрация картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.

В статье предлагаются различные варианты заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания, связаны с лексической работой над словом, т.к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений разбирается перед началом чтения произведения на так называемых речевых разминках (речевых пятиминутках). Материал для речевой разминки подбирается учителем в зависимости от темы урока, класса и уровня развития школьников. Так же в статье представлены задания связанные с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.

Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.

На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.

Задание 2. Разбор значения слов-синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.

На доску выписываются слова-синонимы. Учащиеся, по заданию учителя, находят в тексте нужный отрывок, либо отрывки напечатаны на карточках и розданы детям. В отрывке школьники ищут нужное слово, объясняют его значение.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Битва - бой, сражение, схватка, побоище

«Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!..»

«Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел...»

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Воин - солдат, боец, дружинник, ратник, витязь

«А голова ему во след,
Как сумасшедшая хохочет,
Гремит: «Ай, витязь! Аи, герой!
Куда ты? Тише, тише, стой!
Эй, витязь, шею сломишь даром!..»

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о рыбаке и рыбке»

Комната - светлица, светелка, горница, каморка

«И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.»

«Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою...»

И.А. Крылов «Ворона и лисица»

Смотреть - глядеть, взирать, глазеть, не сводить глаз

«Лисица к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит...»

Задание 3. Самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом.

а) Из какого произведения Пушкина взяты эти строки? (А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»).

Найдите в этих отрывках слова близкие по значению.

Подберите к этим словам другие слова близкие по значению.

Волшебник - чародей, колдун, маг, кудесник.

«...Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря...»

     «Узнай, Руслан: твой оскорбитель
     Волшебник страшный Черномор...»

«Где ты, душа моей супруга?
Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор?
Иль суждено, чтоб чародея
Ты вечной пленницей была...»

б) Вспомните, как называют медведя в рассказах, сказках, стихотворениях. Вспомните названия этих произведений и каким там показан медведь.

Медведь - мишка, мишутка, Михайло Иванович, Михайло Потапыч, Топтыгин.

Прочитайте отрывки. Из какого произведения эти отрывки? Кто автор этого произведения? Проанализируйте, как автор в зависимости от ситуации называет медведя (Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин»).

«Нагоняет ямщичок
Вожака с медведем...»

     «Заворочался в санях
     Михайло Иваныч...»

«Рявкнул мишка! - понеслась
Тройка как шальная!..»

     «Сам Топтыгин-генерал
     Едет на берлогу!..»

Задание 4. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.

Задание 5. Работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов (синонимов и антонимов).

Прочитайте слова близкие по значению. Объясните, как вы понимаете значение каждого слова. Какое качество обозначает это слово? О каком человеке так говорят? Подберите и прочитайте пары слов противоположных по значению.

Значение слов объясняется самостоятельно или при помощи словаря. Из читаемого на уроке текста подбираются отрывки, в которых встречаются предлагаемые слова.

бедный
убогий
нищий

закрыть
запереть
затворить
замкнуть

вежливый
учтивый
любезный
деликатный

красивый
прекрасный
живописный
привлекательный
пригожий
миловидный
недурен собой
      богатый
состоятельный
зажиточный

открыть
отпереть
отворить
отомкнуть

невежливый
неучтивый
нелюбезный
неделикатный

некрасивый
безобразный
уродливый
непривлекательный
неказистый
неприглядный
дурен собой

Задание 6. Работа с фразеологизмами.

а) Учитель просит объяснить смысл выражений. Словосочетания написаны на карточках. Карточки можно прикрепить на магнитную доску, можно раздать учащимся. Также школьникам необходимо определить, подходит ли данное выражение к читаемому на уроке произведению (отрывку, персонажу). Полезно соотнесение фразеологизма с личными жизненными ситуациями учащихся.

б) Соотнесение фразеологизма с иллюстрациями и объяснение значения выражения.

в) Замена фразеологизмов синонимами.

В час по чайной ложке
Рукой подать
Повесить нос
Раз, два и обчелся
Куры не клюют
Кожа да кости
      мало
медленно
много
близко
худой
грустить

Работа может проводиться как с одним фразеологизмом, так и с несколькими. Слова в правом столбике могут быть перепутаны, учащимся предлагается соединить слово с нужным выражением с помощью стрелочки.

Задание 7. Обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.

а) Перед началом чтения произведения можно попросить учащихся определить жанр произведения, тему, сюжет, эмоциональный характер исходя из названия произведения.

б) Прогнозирование может проходить и в процессе чтения произведения. При этом вопросы задаются таким образом, чтобы ученики в поисках ответа обращались к учителю и своим товарищам, вырабатывали совместное решение.

в) Развитие смысловой догадки школьников на материале фразеологизмов. Учитель демонстрирует детям карточки. Учащиеся должны дополнить фразеологизм и объяснить его смысл. Работа может проводиться несколькими способами: выбрать подходящее по смыслу слово из слов для справок и прикрепить его на магнитную доску к нужному словосочетанию, дополнить фразеологизм самостоятельно, соотнести фразеологизм с читаемым произведением (отрывком). Работа может проходить в виде соревнования по командам «Кто быстрее и правильнее».

Голоден как...
Трусливый как...
Упрямый как...
Работает как...
      Хитрый как...
Надулся как...
Нем как...
Изворотлив как...

Слова для справок: осел, заяц, уж, индюк, лиса, волк, вол.

Поди туда - не знаю куда, ...
Скоро сказка сказывается, ...
Это все присказка, ...

Слова для справок: да не скоро дело делается; а сказка будет впереди; принеси то, не знаю что.

г) Развитие смысловой догадки школьников на материале пословиц и поговорок. Учащиеся самостоятельно дополняют пословицу или поговорку по смыслу, объясняют ее значение и по возможности соотносят с изучаемым произведением. Слабоуспевающим школьникам предлагается сложить пословицу или поговорку из двух данных частей. Работа может быть организована как в парах, так и в командах.

Без труда...
Сделал дело...
Век живи - ...
Тише едешь ...
За двумя зайцами ...
Не имей сто рублей, а ...

Слова для справок: погонишься, ни одного не поймаешь; век учись; имей сто друзей; не выловишь рыбку из пруда; дальше будешь; гуляй смело.

д) Развитие смысловой догадки на материале словосочетаний.

Перочинный ...
Лечащий ...
Грецкий ...
Карие ...
Кромешная ...
      Разбитое ...
Ненастный ...
Кожаная ...
Подводный ...
Звездное ...

Слова для справок: сердце, нож, врач, день, тьма, небо, мир, глаза, орех, куртка.

е) Развитие смысловой догадки на материале предложений.

Он сам во всем ...
Бояться за свою...
Между ними завязалась крепкая...
Получить заслуженную...

Слова для справок: жизнь; похвалу; дружба; виноват.

Мы набрали хворосту, чтобы...
Мы пришли на День рождения, чтобы...
Мы взяли краски и карандаши, чтобы...

Задание 8. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

а) Найди ошибку.

У котенка белая лапки.
Дедушке Ване семь лет.
Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.

б) Собери рассыпанное предложение.

Речка, под, тихая, блестит, солнцем.
Грачи, из, теплых, возвращаются, в марте, стран.
Берегов, у, начинала, по, вода, замерзать, утрам.

в) Собери текст из предложений.

Появилась молодая травка. Он отправился на охоту. Зимой еж спал под кучей хвороста. Ежик вылез из-под хвороста. Но вот пришла весна.

г) Составь диалог.

-Оля, можно взять твой карандаш?
-
-Мне нужен оранжевый.
-
-Я буду рисовать солнце.

д) Исправь текст.

Летом Маша жил в деревне. В письме своему другу Оле он однажды нарешал: «Около нашей деревни есть сад. Там очень много грибов и ягод».

Задание 9. Упражнения, направленные на развитие метафоричности речи школьников, правильного восприятия многозначности слов и выражений.

а) Объясни, что значит:

шишка на лбу, голова поезда, хвост поезда

б) Объясни смысл выражения:

На тебе обувь горит; в деревне загорелся дом; у тебя в руках все горит; у тебя щеки горят; в костре горят дрова.

Для того чтобы дети лучше усвоили эти понятия, следует использовать «неправильные рисунки» на которых изображены предметы, упомянутые в выражениях, и действия, происходящие с ними. Далее учитель может попросить школьников определить, какое выражение употребляется в прямом, а какое в переносном смысле.

в) Подбери слово в словосочетании. Объясни значение словосочетания.

Спинка девочки - спинка ...
Ножка малыша - ножка ...
Ручка ребенка - шариковая ...
Собрание жильцов - собрание ...
Погода не улице - погода ...

Слова для справок: ручка, стула, книг, стола, в доме.

Хвост собаки - хвост ...
Носик чайника - носик ...
Идет ученик - идет ...

Слова для справок: малыша, дождь, девочки.

г) Объясни смысл выражения. Когда так говорят? Где слова употребляются в прямом, а где в переносном смысле?

д) Объясни смысл выражения.

Платье девушки задело прохожего. / Прохожий задел платье девушки.
Моя рука задела сумку. / Сумка задела мою руку.
Моя сумка задела соседа. / Сосед задел мою сумку.
Мяч ударил по голове футболиста. / Голова футболиста ударила по мячу.

Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Владос,1999.
  2. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, «Издательство АРГО», 1996.
  3. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965.
  4. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М.: АСТ, 2004.
  5. Словарь синонимов и антонимов русского языка. Санкт-Петербург, 2005.