См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Структура выступления на защите научной работы

На защите перед комиссией Вы должны придерживаться определенного порядка в изложении мыслей. В начале доклада Вы представляетесь и обращаетесь к членам комиссии: Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены Государственной аттестационный комиссии, гости! Вашему вниманию предлагается … . Далее Вы называете тему работы и обосновываете:

Изложение задач исследования - это 3-4 предложения, в которых Вы говорите о том, какие подходы к проблеме были Вами изучены, какие близки Вам лично, называете фамилии авторов. Имена и отчества ученых можно не называть, предварительно сказав фразу: "Уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии, позвольте в целях экономии времени не называть имена и отчества авторов …". Но будьте готовы к тому, что Вас спросят, как звали того или иного ученого, какой проблемой он занимался и на какие его работы Вы ссылаетесь. Далее Ваш монолог строится следующим образом: Решая первую задачу, мы изучили литературу по проблеме исследования… . Решая вторую задачу, мы провели констатирующий эксперимент, который показал, что... В ходе эксперимента были отмечены такие-то особенности… . . Решая третью задачу, мы использовали такие-то методики, комплексы занятий и т.п. (то есть говорите о формирующем эксперименте), мы добились таких-то результатов. Другими словами, через задачи Вы излагаете основное содержание работы.

Время выступления составляет 7-8 минут, т.е. примерно 4 страницы текста. В ходе своего выступления Вы демонстрируете членам комиссии сравнительные таблицы (диаграммы) с результатами экспериментов, материалы из приложения и т.п.

По ходу доклада и в конце Вашего выступления могут быть заданы вопросы. Вы должны до конца выслушать вопрос, а свой ответ желательно начать со слов: "Благодарю за вопрос, …". Помните, что вопросы, задаваемые членами комиссии, будут касаться только непосредственно темы Вашего исследования.


Смотрите также: Алгоритм учебно-исследовательской работы (рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ)