См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Алгоритм учебно-исследовательской работы

Рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ

Начинать работу над интересующей темой лучше с теории вопроса (I глава), закреплять работу над проблемой - экспериментом (II глава), а затем делать выводы, давать и применять практические рекомендации (III глава, написание диплома). Название работы должно быть кратким и точно соответствовать ее содержанию.

Учебно-исследовательская работа имеет следующую структуру:

Любое исследование начинается с обоснования актуальности темы исследования. Этот раздел отражает Ваши длительные поиски - как Вы к этому пришли, почему Ваша тема действительно интересна, каков замысел Вашего исследования, какие методологические подходы Вы намерены реализовать. Надо учесть, что Вы должны отразить актуальность именно Вашей конкретной темы, а не какой-либо иной из этого направления. В разделе "актуальность темы исследования" показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного вами направления; что (в конспективном изложении) сделано Вашими предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам.

Актуальность темы исследования может быть рассмотрена с трёх точек зрения:

На этой основе формируется противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. В педагогике противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Надо учесть, что противоположные стороны противоречия обязательно должны относиться либо к практике (только к одному ее аспекту), либо к теории (и тоже только в одном каком-то аспекте). Например: "В современном состоянии вопроса сложились неразрешённые противоречия между... и... . Социально-практическая значимость и теоретическая неразрешённость этого вопроса определили выбор темы нашего исследования..." или "Несмотря на имеющиеся теоретические работы в области ... наблюдается нехватка практических разработок, направленных на...".

На основе выявленного противоречия формулируется проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания. Проблема может формулироваться в виде вопроса: "Каковы условия для формирования...?", "При каких психолого-педагогических условиях эффективно..." или "Проблемой исследования являлось теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений..." и т. п.

Решение сформулированной проблемы и составляет цель исследования. На основе проблемы исследования устанавливается цель исследования. Цель - это то, что Вы намерены достигнуть в итоге работы. Например: решение данной проблемы составляет цель исследования; или цель исследования - разработка (создание, апробация, формирование) у кого-либо чего-либо.

Вслед за проблемой определяются объект и предмет исследования. Объект - то, что противостоит познающему субъекту - Вам, в познавательной деятельности. Та часть практики, с которой Вы имеете дело. Более широкое понятие, нежели предмет исследования; нечто абстрактное и большое (то, в чём исследуют).

Предмет - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Более узкое понятие по сравнению с объектом исследования, что-то конкретное, реальное (то, что именно исследуют). Предмет либо совпадает с формулировкой темы, либо близок с ней по звучанию.

Например, объектом исследования может быть процесс развития чего-либо, в общем и целом, а предметом - развитие того же, но в узком смысле, в определенных условиях, на определенном предмете.

Гипотеза - научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели. Например: Гипотезой исследования стало предположение о том, что ... повысится (улучшится, разовьется) за счет применении (использования, внедрения) ....

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования подразумевается выполнение ряда задач. Задача - это данная в определенных конкретных условиях цель деятельности.

  1. Теоретическая задача (вариант формулировки по выбору):
    • описать (выявить) теоретические основы ...;
    • провести научный анализ состояния теории и практики ...;
    • проанализировать (изучить) психолого-педагогическую, психолингвистическую, методическую и др. литературу по ... .
  2. Опытно-экспериментальная задача:
    • выявить и охарактеризовать сущностные характеристики ... (психолого-педагогические условия) ...;
    • определить уровень развития ...;
    • определить степень сформированности ... .
  3. Практическая задача:
    • показать пути и способы практического применения ...;
    • разработать и апробировать комплекс мероприятий ...;
    • экспериментально проверить эффективность предложенной ...;
    • наметить возможные пути ... .

Методы исследования могут быть следующими: изучение и анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, обследование, мониторинг, изучение педагогического опыта, обобщение собственного опыта работы, констатирующий и обучающий педагогические эксперименты, математическая обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов и т.п.

Новизна исследования может заключаться в разработке, раскрытии, дополнении, обосновании, создании, предложении и т.п. чего-либо.


Смотрите также: Структура выступления на защите научной работы