См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов
Планы лекций по методике преподавания русского языка школьникам с интеллектуальными нарушениями
Тема № 1. Русский язык как учебный предмет
- Место русского языка в учебном плане.
- Значение работы над языком и речью умственно отсталых учащихся.
- Цели и задачи обучения русскому языку.
- Определение понятий язык и речь.
- Структура и содержание уроков русского языка.
- Коррекционная и практическая направленность программного материала.
- Реализация основных дидактических принципов на уроках русского языка.
Тема № 2. Аналитико-синтетический метод обучения грамоте
- Краткая характеристика ранее существующих методов обучения грамоте.
- Основные положения современного аналитико-синтетического метода обучения грамоте в массовой школе.
- Особенности использования аналитико-синтетического метода при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями.
Тема № 3. Добукварный период
- Задачи добукварного периода.
- Методика работы.
Тема № 4. Обучение чтению в 1 классе
- Определение чтения как вида речевой деятельности.
- Трудности формирования навыков чтения у умственно отсталых первоклассников.
- Задачи работы на уроках чтения в 1 классе.
- Основные требования к урокам чтения.
- Виды работ на уроке чтения в 1 классе.
Тема № 5. Обучение письму в 1 классе
- Характеристика письма как вида речевой деятельности.
- Трудности формирования навыка письма у умственно отсталых школьников.
- Задачи работы по формированию навыка письма.
- Основные требования к урокам письма в 1 классе.
- Виды работ на уроке письма в 1 классе.
Тема № 6. Развитие речи учащихся младших классов на уроках "Речевая практика"
- Значение уроков "Речевая практика".
- Особенности речевого развития детей.
- Место и содержание уроков в учебном процессе.
- Задачи уроков и реализация этих задач.
Тема № 7. Задачи, структура и содержание обучению чтению во 2-х - 9-х классах
- Задачи курса обучения чтению во 2-9 классах.
- Структура и содержание курса обучения чтения.
- Формирование навыка правильного чтения.
- Формирование навыка беглого чтения.
- Формирование навыка выразительного чтения.
- Формирование навыка сознательного чтения.
Тема № 8. Методика чтения произведений различных жанров
- Этапы и формы работы над произведениями различных жанров.
- Чтение сказок.
- Чтение рассказов.
- Чтение басен.
- Чтение стихотворений.
См. материалы по теме:
Тема № 9. Организация внеклассного чтения на уроках
- Значение уроков внеклассного чтения.
- Особенности читательских интересов умственно отсталых школьников.
- Задачи работы по внеклассному чтению и основные направления работы по реализации этих задач.
- Методика работы на каждом из направлений.
- Примерный план урока внеклассного чтения и возможные варианты заданий.
Тема № 10. Формирование навыков фонетически правильного письма у учащихся с интеллектуальными нарушениями
- Значение фонетического принципа формирования навыка грамматически правильного письма.
- Содержание орфограмм фонетического принципа.
- Основные направления работы.
- Методика работы по каждому из направлений.
Тема № 11. Практические грамматические упражнения в младших классах
- Определение практических грамматических упражнений как системы и этапа работы.
- Задачи и цели этого этапа.
- Содержание этого этапа.
- Основные требования к проведению практических грамматических упражнений.
- Методика работы.
Тема № 12. Систематический курс практической грамматики в старших классах
- Условность термина «грамматика».
- Цели и задачи курса грамматики.
- Условия созданные программой для обеспечения знаний учащихся.
- Содержание грамматического материала.
- Методика работы. Этапы изучения грамматического материала.
Тема № 13. Формирование навыка письма по правилу
- Система орфографических правил в русской грамматике.
- Трудности формирования навыка письма по правилу у умственно отсталых школьников.
- Система работы над формированием навыка письма по правилу.
Тема № 14. Развитие речи учащихся старших классов на уроках грамматики
- Особенности речевого развития умственно отсталых старшеклассников.
- Значение развития речи учащихся на уроках грамматики. Цели и задачи развития речи на уроках грамматики.
- Методика развития речи умственно отсталых учащихся на уроках грамматики.