См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Планы лекций по методике преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Тема № 1. Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида

  1. Место русского языка в учебном плане специальной (коррекционной) школы VIII вида.
  2. Значение работы над языком и речью умственно отсталых учащихся.
  3. Цели и задачи обучения русскому языку.
  4. Определение понятий язык и речь.
  5. Структура и содержание уроков русского языка.
  6. Коррекционная и практическая направленность программного материала.
  7. Реализация основных дидактических принципов на уроках русского языка.

Тема № 2. Аналитико-синтетический метод обучения грамоте

  1. Краткая характеристика ранее существующих методов обучения грамоте.
  2. Основные положения современного аналитико-синтетического метода обучения грамоте в массовой школе.
  3. Особенности использования аналитико-синтетического метода в специальной коррекционной школе VIII вида.

Тема № 3. Добукварный период

  1. Задачи добукварного периода.
  2. Методика работы.

Тема № 4. Обучение чтению в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

  1. Определение чтения как вида речевой деятельности.
  2. Трудности формирования навыков чтения у умственно отсталых первоклассников.
  3. Задачи работы на уроках чтения в 1 классе.
  4. Основные требования к урокам чтения.
  5. Виды работ на уроке чтения в 1 классе.

Тема № 5. Обучение письму в 1 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

  1. Характеристика письма как вида речевой деятельности.
  2. Трудности формирования навыка письма у умственно отсталых школьников.
  3. Задачи работы по формированию навыка письма.
  4. Основные требования к урокам письма в 1 классе.
  5. Виды работ на уроке письма в 1 классе.

Тема № 6. Развитие речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на специальных уроках в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности

  1. Значение уроков развития речи.
  2. Особенности речевого развития детей.
  3. Место и содержание уроков в учебном процессе.
  4. Задачи уроков развития речи и реализация этих задач.

Тема № 7. Задачи, структура и содержание обучению чтению во 2-х - 9-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

  1. Задачи курса обучения чтению во 2-9 классах.
  2. Структура и содержание курса обучения чтения.
  3. Формирование навыка правильного чтения.
  4. Формирование навыка беглого чтения.
  5. Формирование навыка выразительного чтения.
  6. Формирование навыка сознательного чтения.

Тема № 8. Методика чтения произведений различных жанров

  1. Этапы и формы работы над произведениями различных жанров.
  2. Чтение сказок.
  3. Чтение рассказов.
  4. Чтение басен.
  5. Чтение стихотворений.

См. материалы по теме:

Тема № 9. Организация внеклассного чтения на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида

  1. Значение внеклассного чтения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
  2. Особенности читательских интересов умственно отсталых школьников.
  3. Задачи работы по внеклассному чтению и основные направления работы по реализации этих задач.
  4. Методика работы на каждом из направлений.
  5. Примерный план урока внеклассного чтения и возможные варианты заданий.

Тема № 10. Формирование навыков фонетически правильного письма у учащихся специальной (коррекционной) школы

  1. Значение фонетического принципа формирования навыка грамматически правильного письма.
  2. Содержание орфограмм фонетического принципа.
  3. Основные направления работы.
  4. Методика работы по каждому из направлений.

Тема № 11. Практические грамматические упражнения в младших классах специальной (коррекционной) школы

  1. Определение практических грамматических упражнений как системы и этапа работы.
  2. Задачи и цели этого этапа.
  3. Содержание этого этапа.
  4. Основные требования к проведению практических грамматических упражнений.
  5. Методика работы.

Тема № 12. Систематический курс практической грамматики в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

  1. Условность термина «грамматика» в специальной (коррекционной) школе.
  2. Цели и задачи курса грамматики.
  3. Условия созданные программой для обеспечения знаний учащихся.
  4. Содержание грамматического материала.
  5. Методика работы. Этапы изучения грамматического материала.

Тема № 13. Формирование навыка письма по правилу

  1. Система орфографических правил в русской грамматике.
  2. Трудности формирования навыка письма по правилу у умственно отсталых школьников.
  3. Система работы над формированием навыка письма по правилу.

Тема № 14. Развитие речи учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы на уроках грамматики

  1. Особенности речевого развития умственно отсталых старшеклассников.
  2. Значение развития речи учащихся на уроках грамматики. Цели и задачи развития речи на уроках грамматики.
  3. Методика развития речи умственно отсталых учащихся на уроках грамматики.

Тема № 15. Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Тема № 16. Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида

Тема № 17. Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида