См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Любое художественное произведение разбирается по плану

  1. Подготовка к чтению и словарная работа:
    • обращение к прошлому опыту учащихся;
    • беседа или рассказ учителя в сочетании с наглядным материалом или диа-фильмом;
    • создание проблемной ситуации;
    • использование музыки;
    • предварительное составление рассказа с опорой на тему и иллюстрацию;
    • словарная работа (2-3 слова в начальной школе, 4-5 слов в старшей, разбор новых, непонятных слов).
  2. Чтение текста учителем.
  3. Проверка первого восприятия (эмоциональный настрой учащихся).
  4. Речевая зарядка или словарная работа (трудночитаемые слова).
  5. Чтение текста учащимися (возможно с параллельным проведением словарной работы). Слова разбираются в контексте, в старших классах учащиеся пытаются сами объяснить их значение.
  6. Анализ произведения. Вопросы по содержанию текста. Чем старше дети, тем меньше информационных вопросов и больше смысловых.
  7. Деление текста на части и озаглавливание частей.
  8. Пересказ прочитанного (возможные варианты):
    • по цепочке;
    • с эстафетой;
    • от другого лица;
    • по иллюстрации или серии иллюстраций;
    • по картинному плану к абзацам, к каждому предложению;
    • краткий пересказ;
    • выборочный;
    • полный;
    • пересказ по картинно-символическому плану;
    • пересказ по вопросам;
    • творческий пересказ.
  9. Работа над характеристикой действующих лиц.
  10. Обобщающая беседа (если работали над большим произведением или темой):
    • сравниваются главы прочитанного произведения или тексты из изученной темы;
    • сравниваются характеры героев;
    • сравнение и разбор последовательности развития событий в разных произ-ведениях или в одном;
    • выявление общей идеи;
    • работа с пословицами, загадками.