См. раздел Публикации и презентации

Букварь для 1-го класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (авторы А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова)

Комментарии для учителя

«Букварь» написан на основе программы под редакцией И.М. Бгажноковой и входит в комплект книг по обучению грамоте умственно отсталых детей в специальных школах VIII вида. Весь комплект книг состоит из «Альбома» для добукварных занятий; из собственно «Букваря», являющегося книгой для формирования первоначальных навыков чтения; из «Прописей», рассчитанных на каждый этап обучения грамоте и помогающих учителю сформировать каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения. Комплект учебных материалов для учащихся первого класса сопровождается «Методическим пособием для учителей», в котором рассматриваются основные концептуальные положения обучения грамоте умственно отсталых детей, излагаются те тенденции, которые заложены в этих учебных материалах, приводятся конкретные методические рекомендации к работе с каждой составляющей комплекта.

Обучение чтению в букварный период согласно программе условно делится на три этапа. Такое деление, в случае отсутствия в школе пропедевтико-диагностического (нулевого) класса, обусловлено тем, что учитель всю первую четверть готовит детей к обучению грамоте (добукварный период). Последующие три четверти отводятся на изучение «Букваря». При этом на первом этапе учащиеся знакомятся со звуками и буквами: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии; на втором этапе – Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й. Жж, Бб, Дд, Гг, ь; и на третьем изучаются последние десять букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Таким образом, работа с «Букварем» может начаться в конце первой или начале второй четверти учебного года. Если же в школе работает подготовительный класс, где учащиеся знакомятся с некоторыми звуками и буквами первого этапа, добукварный период и первый этап прохождения букваря могут быть сокращены во времени. Вместе с тем, в программе оговаривается право учителя продлевать букварный период на всю первую четверть второго класса при сложном контингенте учащихся.

Определенная свобода в распределении материала по четвертям и годам обучения дает возможность педагогу принимать во внимание особенности каждого умственно отсталого ребенка в классе и двигаться в том темпе изучения звуков и букв, в чтении слоговых структур и слов, который доступен всему классу в целом. В связи с этим при тематическом планировании учитель либо включает весь речевой материал каждой страницы «Букваря», либо разбивает страницу на два или три урока.

На протяжении всего периода чтения «Букваря» учащихся сопровождает мальчик Володя. Этот мальчик присутствует на многих страницах «Букваря» и выполняет те роли, которые обозначены в начале книги: предлагает своим товарищам повторить пройденное, просит их о помощи в выполнении задания, играет вместе с ними.

В предлагаемом «Букваре» несколько изменен порядок прохождения звуков и букв по сравнению с ранее существующей системой. Дифференциация свистящих и шипящих звуков и букв разнесены во времени. Изучение шипящих звуков и букв, а также буквы Р отнесены на более поздние сроки их прохождения. Это обусловлено последними научными исследованиями в этой области, а также сложностью произнесения звуков, их отсутствием или искаженным произношением в речи учащихся.

Первый этап работы со звуком осуществляется на основе произнесения этого звука в связи с определенной ситуацией, заданной картинкой «Букваря», где данный звук является естественной реакцией живого или неживого предмета.

Следующим этапом работы со звуком является его выделение из начала или конца слова. Каждое новое слово сопровождается демонстрацией картинки в «Букваре». В результате значение слова наполняется конкретным содержанием. Под картинкой дается условно-графическое изображение слова и указывается квадратиком выделяемый звук. Выделенный звук характеризуется с точки зрения его отнесенности к гласным или согласным фонемам. «Букварь» помогает детям в различении фонем, противопоставляемых друг другу. Так, при чтении страницы учебника, дети неоднократно возвращаются к произнесению звука и его характеристике.

Для закрепления букв, а также для различения гласных и согласных на каждой «Володиной странице» нарисованы два домика с красной и синей крышей, под которыми размещаются все ранее пройденные буквы. Этим обеспечивается их постоянное повторение, фактически заучивание. Каждый раз называя буквы в домиках, дети произносят звуки. Никаких алфавитных названий букв не допускается. Для запоминания буквенных знаков в «Букваре» используется еще один прием: буква сравнивается с изображением предмета, по конфигурации похожей на абрис буквы, и с начальным звуком в слове, называющем данный предмет.

Каждая буква, обозначающая звук, фиксируется в красном или синем квадрате, большом – в верхнем правом углу страницы, в маленьком - при анализе слова в схеме под картинкой. При знакомстве со звуком дети называют слово, иллюстрированное картинкой, выделяют первый или последний звук, произносят его, а затем называют букву, обозначенную в квадратике. Постоянная связь звука и буквы в дальнейшем поможет учащимся в овладении письмом.

Синие и красные квадратики в схемах под некоторыми словами или картинками указывают на то, что слово должно быть произнесено по слогам и проинтонировано. При первоначальном изучении определенного звука квадратики заполнены буквами. В этом случае дети, прочитывая каждую букву, протягивают звук, который обозначен данной буквой. Количество квадратиков в схеме увеличивается по мере увеличения звуков в слове. Схема становится звукобуквенной, интонирование осуществляется в соответствии с буквенными знаками. Изучение йотированных гласных букв (Е, Я, Ю, Ё) изменяет характер схемы: она становится буквенной, и вместо звукового проговаривания, учащиеся называют буквы.

После выделения звука и его характеристики, обозначения звука буквой, запоминания буквенного знака, вновь усвоенная буква включается в слог, а затем слог дополняется до слова, слово включается в предложение.

Каждая слоговая структура вводится как самостоятельная единица для чтения с постепенным ее усложнением. Первым двубуквенным слогом является обратный (закрытый) слог (ах). После чтения закрытых слогов на основе сравнения дети читают открытые двубуквенные слоги (ма). В «Букваре» даны несколько приемов, облегчающих усвоение принципа слияния двух звуков в слог. Среди них: чтение по подобию, чтение с подготовкой, чтение слога под картинкой (по следам «живого» анализа), подборка слоговых таблиц и др. Несколько позднее вводится закрытый трехбуквенный слог, сначала равный слову (сом), затем трехбуквенный слог, являющейся частью слова (сос-на). Слоги со стечением согласных появляются только на последнем (третьем) этапе обучения грамоте. Стечение двух согласных первоначально предлагается первоклассникам в конце, а затем начале целого слова (мост, слон). Для облегчения чтения данных слоговых структур в «Букварь» вводятся вспомогательные приемы. Это - предварительное чтение слов, во множественном числе, с разбивкой стечения согласных на два слога (мос–ты – мост), чтение с подготовкой (ло – сло – слон). В дальнейшем школьники читают слова с открытым трехбуквенным слогом (тру–ба). Что же касается слогов со стечением трех и более согласных, знакомство с ними переносится на второй год обучения (послебукварный период).

Учитывая сложность аналитико-синтетического метода для усвоения звуковой и графической системы языка умственно отсталыми детьми, параллельно вводятся приемы слогового метода обучения грамоте, рассчитанные на запоминание слоговых образов с опорой на более сохранную механическую память школьников. Данный метод реализуется на многих страницах первой учебной книги первоклассников. Прежде всего, на, так называемых, «Володиных страницах», где обязательно расположены все пройденные ранее буквы с делением их на гласные и согласные и даны слоговые таблицы с изученными согласными в сочетании с различными гласными буквами. Слоги в «Букваре» заключены в табличку, что позволяет организовать их чтение в столбик (вертикально) или в линеечку (горизонтально).

Переходя к чтению слов, дети предварительно рассматривают картинку, затем читают подпись под ней. Это помогает школьникам понять значение слова. Разнообразная работа со словом занимает большое место в «Букваре». Школьники учатся различать и употреблять лексемы в единственном и множественном числе. Вместе с «Володей», который просит помощи у одноклассников, первоклассники читают слова и ищут картинки, иллюстрирующие эти слова. В «Букваре» также даются задания на правильное использование грамматических форм слов. С этой целью вводятся неоконченные предложения, последнее слово в которых надо дополнить, ориентируясь на картинку или смысл. Большое значение здесь имеет работа с предлогами и правильная постановка после них названий предметов. В «Букварь» включены упражнения и по самостоятельному подбору слов для обозначения родового понятия с опорой на образец. Надо отметить, что в «Букваре » достаточно много заданий, требующих осознанного выбора слова, понимание его смыслового значения. Это - отгадывание загадок, к ответу на которые даны несколько изображений предметов, имеющих полное или частичное сходство признаков, названных в загадке. Это - решение «кроссвордов», к клеточкам которых следует подобрать слова, ориентируясь на картинки и на количество клеточек в кроссворде и др.

По мере прохождения буквенных знаков учащиеся знакомятся со всеми формами личных местоимений, учатся правильно употреблять форму именительного падежа личного местоимения применительно к живым или неживым предметам, изображенным на картинках. Здесь следует обратить внимание на то, что в «Букваре» часто используются для этой цели персонажи различных сказок. Важно отметить и первые словообразовательные упражнения, в которых осуществляется противопоставление названий предметов по наличию или отсутствию уменьшительно-ласкательных суффиксов. Противопоставление слов иллюстрируется противопоставлением предметов, изображенных на картинках. Словообразовательная работа выполняется детьми и при различении названий действий с приставками. Любое задание выполняется под руководством учителя, с большей или меньшей его помощью.

Работа с предложением опирается на схему. Учащиеся, составляя предложения по схеме и картинке, используют предлоги, наиболее употребительные в речи и имеющие пространственное значение. Это предлоги: в, на, у, к, с. В схеме, в отличие от записанного предложения, нагляднее проявляется большая буква в начале предложения, точка в конце его, прописная буква в именах детей и кличках животных, раздельное написание каждого слова, в том числе и предлога, как самостоятельного слова. Составление предложений по схемам начинается раньше, чем чтение самих предложений.

Чтение текста предваряется разбором сюжетной картинки, раскрывающим содержание рассказа, и чтением слов, которые встретятся в нем. Такая подготовка облегчает первоклассникам понимание сюжета рассказа, но не снимает всех сложностей. После неоднократного прочтения текста и его анализа школьники учатся пересказывать текст.

Большое внимание в первом классе обращается на развитие выразительности речи. Поскольку чтение по слогам не позволяет говорить о выразительном чтении, необходимо на каждом уроке упражнять школьников в выразительном произнесении предложений при ответах на вопросы, чтении стихотворений наизусть.

При анализе текста выразительность речи формируется в процессе ответов детей на вопросы – и это самый важный этап в работе по развитию выразительной речи детей. Многие букварные тексты включают в себя небольшие диалоги. После чтения и анализа таких текстов первоклассники, глядя на картинку и опираясь на вопросы учителя, пытаются озвучить предложенные им роли. На текстах такого рода формируется не только выразительность речи, но и ее коммуникативная направленность. У учащихся воспитываются первые навыки общения.

При работе с книгой важно сохранить интерес детей к чтению страницы на протяжении всего урока. Для его поддержания рекомендуется постоянно менять задания к повторному чтению слогов, слов или текста. Не менее значимо для поддержания интереса к уроку чтения менять виды деятельности учащихся. Рекомендуется проводить на уроке не менее двух физкультминуток

Следует заметить, что среди уроков обучения грамоте можно условно выделить по структуре уроки изучения нового звука и буквы, уроки закрепления изученных звуков и букв, уроки повторения (Володины страницы) и уроки дифференциации сходных звуков. Однако такое деление, можно принять только условно, так как каждый урок по своему типу является комбинированным.


Смотрите также: