См. раздел Публикации и презентации

Пояснительная записка к комплекту учебных книг по чтению и письму для 1-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Авторы: Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.

Комплект учебных пособий по чтению и письму для первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлен по программе 0-4 классов под редакцией И.М.Бгажноковой. В данный комплект вошли альбом для добукварных занятий, учебник по чтению «Букварь» и тетради – прописи для обучения письму.

Изменения, внесенные авторами в комплект учебных книг для первого класса, по сравнению с уже действующим «Букварем» В.В.Воронковой, выразились в следующем:

1. Добукварный период, согласно программе, рассчитан на первую четверть (если учащиеся не занимались в нулевом классе). При этом на каждом уроке школьники готовятся и к чтению, и к письму без разделения данных занятий на отдельные предметы (чтение и письмо), как это было принято ранее. Данная позиция обусловлена, во-первых, тем, что коррекция сенсомоторной сферы учащихся и их речи направлена одновременно на подготовку обучения как чтению, так и письму. Во-вторых, включение в занятия упражнений, нацеленных на исправление недостатков слухового восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, артикуляции звуков, мелкой моторики руки, дает возможность варьировать деятельность детей в пределах одного урока, предупреждая утомление первоклассников и снижение их интереса к занятиям.

2. Выделение трех этапов обучения грамоте (вместо четырех) связано с временными границами учебного года (вторая, третья, четвертая четверти). При сильном составе класса учащиеся могут закончить обучение грамоте, уложившись в данные сроки. Однако, как указывает программа, третий этап изучения звуков и букв может быть перенесен на первую четверть второго года обучения. В этом случае послебукварный период продолжится всю вторую четверть второго класса. Данные изменения заложены в первую очередь в программе в связи с приходом в специальную школу детей с более сложными дефектами. Новые программные требования учтены и в первой учебной книге «Букваре».

3. В добукварный период предпочтение отдается игровым заданиям и упражнениям, так как у начинающих обучаться детей ведущей продолжает оставаться игровая деятельность. Опора на игровые сюжеты помогает первоклассникам адаптироваться к новым условиям школьной жизни. Вместе с тем, доля учебных заданий постепенно увеличивается, что готовит учащихся к работе с первой учебной книгой «Букварем».

4. Основной целью книги для чтения явилось развитие речи учащихся. При этом имеется в виду не только формирование словаря и грамматического строя школьников, но и коммуникативной функции их речи. Для реализации последней задачи в «Букварь» включены тексты с диалогами, которые могут быть использованы для подготовки первоклассников к формированию у них умения вести разговор, к развитию первоначального умения читать по ролям.

5. В книгу включено значительное количество упражнений по формо- и словообразованию. Это важный участок работы с первоклассниками, предупреждающей ошибки в грамматическом строе речи умственно отсталых детей и восполняющей те пробелы речевого развития, которые спонтанно не устраняются, как это происходит у дошкольников с нормальным интеллектом. С этой целью введены упражнения по добавлению последнего слова предложения не только с опорой на картинку, но и по смыслу, составление предложений по схемам в связи с сюжетными картинками, чтение слов, значение которых раскрывается с помощью предметных картинок или текста.

6. Во все три составных части комплекта включены задания, требующие решения простейших проблем, направленных на развитие мыслительных возможностей первоклассников. Здесь и дорисовывание предмета по его части, выбор рисунков по их описанию, исключение лишнего предмета, определение по тексту, кто прав или не прав, вывод о том, можно ли это сделать или нельзя и т.д.

7. Тексты для чтения, включенные в «Букварь», носят познавательный характер. По возможности авторы старались их сделать интересными для детей по содержанию. Здесь забавные случаи с различными животными, описание их примечательных качеств, игры детей, их хорошие и плохие поступки, профессии близких людей, характер их деятельности и т.д.

8. Для развития интереса школьников к первой книге для чтения в нее включены различные игровые задания: загадки, разбросанные кубики с буквами, из которых нужно собрать определенное слово, кроссворды, стихотворения с наглядным представлением содержания каждой строчки, введение условных обозначений в виде мальчика Володи, который «участвует» в работе школьников, привлекая внимание детей к выполнения тех или иных заданий и др.

9. В «Букварь» включены герои многих народных и литературных сказок, а также тексты, связанные с этими героями. Это потребует от учителя, воспитателя и родителей предварительного пересказа сказок, о героях которых пойдет речь в «Букваре». Авторы надеются, что рисунки и тексты, связанные со сказками, явятся стимулом для обязательного знакомства детей с данными сказками, расширения их кругозора и развития речи.

10. Большое внимание в «Букваре» уделено развитию важнейшей операции для формирования чтения и письма – звукослоговому интонированию (проговариванию) слов. С этой целью все вновь появляющиеся на страницах книги слоги и слова сопровождаются схемами. Первоначально эти схемы заполнены буквами, что дает школьникам опору при проговаривании звуков. В дальнейшем учащиеся с ориентировкой на схему интонируют звуки слога или слова, заполняя схему изученными буквами (все звуки слов, предлагаемых для установления последовательности звукового ряда, даются в сильной позиции).

11. Выделение звука из слова производится только из начала и конца слова. Это зафиксировано в схемах, приведенных в «Букваре». Средняя позиция звука в слове исключена из анализа. Как показала практика, а диссертационное исследование Е.Н. Буслаевой подтвердило данное наблюдение учителей, школьникам легче протянуть каждый звук слова, чем услышать его в средней позиции. При этом польза данной аналитической операции для умственно отсталых учащихся сомнительна. Она практически не нужна ни для чтения, ни для письма.

12. Некоторые подвижки произведены в порядке изучения звуков и букв. В частности, в значительной степени разведены по времени свистящие и шипящие. Еще в шестидесятых годах прошлого столетия исследование В.И.Бельтюкова и Л.В.Неймана показало, что наиболее сложными для дифференциации являются звуки /С/ и /Ш/. Эта позиция ученых была учтена при определении последовательности введения знаков. Кроме того, на более поздние сроки отодвинуто изучение звука и буквы Р, в связи с отсутствием, как правило, этого звука в речи учащихся, а также сложностью его постановки и введения в речь. Следует отметить, что все основные закономерности порядка изучения звуков и букв, сформулированные первым методистом специальной школы М.Ф.Гнездиловым, в новой книге для чтения первого класса сохранены.

13. Большая работа заложена в «Букваре» по различению гласных и согласных звуков и букв, их обозначающих. Для различения данных групп звуков вводится различный цвет гласных и согласных буквенных знаков при первоначальном знакомстве с ними, в цветовом варианте эти же буквы даются в схемах. На всех «Володиных» страницах гласные и согласные буквы размещаются в домиках под крышами того же цвета. Дополнительно для протягивания и пропевания гласных звуков введены прямые и волнистые линии. Все наглядные опоры, приведенные в «Букваре», облегчают дифференциацию данных групп звуков и букв, что в дальнейшем поможет детям, во-первых, читать прямые слоги с опорой на гласную, во-вторых, легче овладеть правилами правописания гласных и согласных букв (четко различая их) во втором и последующих классах.

14. Кроме аналитико-синтетического метода обучения грамоте, обеспеченного в «Букваре» выполнением различных операций по звуковому анализу и синтезу, в книге широко представлен слоговой метод, ориентированный на более сохранную механическую память учащихся. Слоговой метод представлен разнообразными слоговыми таблицами, где слоги заключены в сетку, которая помогает зрительно более четко воспринять каждый слог и возвращаться к слоговым структурам, читая их по вертикальным или горизонтальным линиям.

15. Для лучшего запоминания букв в «Букварь» включены рисунки предметов, по абрису сходные с изображениями буквенных знаков и имеющих в своем названии начальный звук, обозначенный данной буквой.

16. Впервые в комплект для специальной школы включены прописи для обучения письму (три тетради в соответствии с тремя этапами букварного периода). На каждой странице представлены упражнения в написании элементов букв и собственно букв, бордюры, как тренировочные упражнения, а также задания игрового характера, направленные на развитие воображения учащихся (дорисовывание фигур). В прописи включены задания на списывание с печатного и рукописного шрифта.

17. В прописях вводятся одновременно написания прописных и строчных букв, что исключает расхождение в их изучении при чтении и письме. Кроме того, начиная с первых страниц «Букваря» и прописей предлагаются задания на чтение и написание предложений, имен собственных, что предполагает использование заглавных букв.

18. В связи с трудностями, присущими умственно отсталым учащимся в графическом изображении рукописных букв, авторы ввели некоторые упрощения в написании ряда букв: А, У, Н, В, Ш, И, К, Б, Ю, Чч, Ц, Щ.


Смотрите также: