См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Конспект урока чтения (5-й класс)

Тема

О. Бондарчук «Слепой домик»

Тип урока

Изучение нового материала.

Цель

Познакомить с произведением О. Бондарчука "Слепой домик" .

Задачи

Образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Воспитательные:

Оборудование

Учебники, карточки для индивидуальной работы, иллюстрация к произведению, записи на доске.

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу все возьмемся.

2. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

а) Разбор и инсценировка ситуаций с опорой на иллюстрации.

(Сюжет ситуации и количество ситуаций, учитель определяет на свое усмотрение. Возможна инсценировка ситуации, она может быть подготовлена как во внеурочное время, так и на уроке).

После анализа и инсценировки ситуаций учитель подводит школьников к выводу о взаимоотношениях и поведении с пожилыми людьми. Школьники высказывают свою точку зрения, приводят примеры из своего жизненного опыта.

б) Объявление темы урока

3. Знакомство с новым материалом

а) Чтение рассказа учителем.

б) Проверка первичного восприятия произведения.

4. Изучение нового материала

а) Речевая разминка.

Школьникам раздаются карточки с трудночитаемыми словами из текста. Работа проводится фронтально, отрабатывается слитное и орфоэпически правильное чтение каждого слова, в словах ставиться ударение.

Карточка №1
знаком – знакомил – знакомился – познакомился
сосед – соседские
кирпич – кирпичный
рас + кры + ва + лись = раскрывались

б) Работа с новыми, непонятными словами и выражениями.

Учитель выслушивает ответы пятиклассников, затем демонстрирует иллюстрацию с изображением дома с окнами, на которых есть ставни и еще раз объясняет, что ставни – это створки из досок или железа для прикрытия окон.

в) Чтение рассказа учащимися по абзацам, ответы на вопросы по содержанию каждого абзаца.

5. Закрепление изученного материала

а) Повторное чтение рассказа учащимися. Вопросы по содержанию текста.

б) Выборочное чтение.

в) Чтение по ролям. Отработка навыка выразительного чтения диалога Ромы с дедушкой.

Оценка чтения учеников.

г) Пересказ текста по плану.

План.

  1. Жизнь Ромы у тети.
  2. Знакомство со стариком.
  3. Помощь старику.

Учащиеся, совместно с педагогом составляют план для пересказа текста. План записывается на доске. Далее текст пересказывается по каждому пункту плана поочередно несколькими учащимися. Каждого отвечающего школьника учитель спрашивает о его личном отношении к людям, которые не замечали одинокого старика; к жизни дедушки; к поступку Ромы и т.п.

(Количество заданий на этапе закрепления изученного материла, может быть сокращено по усмотрению учителя).

6. Подведение итогов урока.

а) Вопросы учителя.

б) Оценка работы школьников с комментарием педагога.

в) Объяснение и запись домашнего задания (чтение текста и подготовка пересказа по плану).