См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов
Конспект урока чтения (5-й класс)
Тема
О. Бондарчук «Слепой домик»
Тип урока
Изучение нового материала.
Цель
Познакомить с произведением О. Бондарчука "Слепой домик" .
Задачи
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым художественным произведением;
- отрабатывать навык правильного и выразительного чтения; готовить учащихся к чтению целым словом сложных по структуре слов;
- работать над пересказом произведения.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать воображение учащихся в процессе инсценировки;
- развивать эмоциональность школьников при ответах на вопросы;
- развивать связную устную речь пятиклассников в ходе обсуждения читаемого произведения.
Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям.
Оборудование
Учебники, карточки для индивидуальной работы, иллюстрация к произведению, записи на доске.
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Сядем прямо, не согнемся, За работу все возьмемся. |
2. Подготовка учащихся к изучению нового материала.
а) Разбор и инсценировка ситуаций с опорой на иллюстрации.
- Представьте себе, что вы едете в автобусе. На остановке в автобус заходит пожилая женщина. Как вы поступите? Объясните и докажите правильность своего поступка
- Представьте себе, что вы идете по улице, а впереди вас идет пожилой сосед из вашего дома с тяжелой сумкой. Как вы поступите?
- Представьте себе, что ваша соседка по лестничной площадке очень старенькая и очень одинокая бабушка. Раньше вы встречали ее каждый день, а тут уже два дня не видели, каковы ваши действия в такой ситуации.
(Сюжет ситуации и количество ситуаций, учитель определяет на свое усмотрение. Возможна инсценировка ситуации, она может быть подготовлена как во внеурочное время, так и на уроке).
После анализа и инсценировки ситуаций учитель подводит школьников к выводу о взаимоотношениях и поведении с пожилыми людьми. Школьники высказывают свою точку зрения, приводят примеры из своего жизненного опыта.
б) Объявление темы урока
- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ об отношении к пожилым людям. Автор этого рассказа О. Бондарчук, название рассказа написано на доске. Прочитайте его.
- Как вы думаете, что значит «слепой домик»?
- Скажите, рассказ с таким название будет грустным или веселым?
- Как развивались события в рассказе, кто его герои, грустный или веселый это рассказ мы узнаем, когда прочитаем его.
3. Знакомство с новым материалом
а) Чтение рассказа учителем.
б) Проверка первичного восприятия произведения.
- Какое настроение возникло у вас после чтения рассказа? Почему? Попробуйте объяснить свое состояние и чувства.
- Назовите героев этого рассказа. Понравились вам герои, если понравились, то объясните чем.
4. Изучение нового материала
а) Речевая разминка.
Школьникам раздаются карточки с трудночитаемыми словами из текста. Работа проводится фронтально, отрабатывается слитное и орфоэпически правильное чтение каждого слова, в словах ставиться ударение.
Карточка №1 |
знаком – знакомил – знакомился – познакомился |
сосед – соседские |
кирпич – кирпичный |
рас + кры + ва + лись = раскрывались |
б) Работа с новыми, непонятными словами и выражениями.
- В рассказе встретилось слово «ставни». Как вы думаете, что такое «ставни»? Видел ли кто-нибудь из вас ставни?
Учитель выслушивает ответы пятиклассников, затем демонстрирует иллюстрацию с изображением дома с окнами, на которых есть ставни и еще раз объясняет, что ставни – это створки из досок или железа для прикрытия окон.
- Прочитайте словосочетания, записанные на доске: ставни на окнах, оконные ставни, резные ставни.
- Какое словосочетание вам не понятно? (Резные ставни). Спросите о значении этого словосочетания у соседа по парте, у учителя.
- Запомните новое слово и словосочетания с этим словом.
в) Чтение рассказа учащимися по абзацам, ответы на вопросы по содержанию каждого абзаца.
- Как проводил все свое свободное время Рома?
- С чем автор сравнивает окна домов? Почему?
- Кто жил в слепом домике?
- Почему Рома решил войти в калитку дома?
- Как объяснил старик то, что ставни на окнах его дома все время закрыты?
- Как подействовал рассказ старика на Рому?
- Какие изменения произошли в жизни старика с момента его знакомства с Ромой?
5. Закрепление изученного материала
а) Повторное чтение рассказа учащимися. Вопросы по содержанию текста.
- Как вы думаете, почему автор назвал домик «слепым»? А как бы вы назвали этот домик?
- Как вы думаете, почему люди не обращали внимания на слепой домик? Можно ли их осуждать за это?
- Почему Рома решил помогать старику, ведь на игры с друзьями у него стало намного меньше времени?
- Каким стал домик с появлением Ромы?
б) Выборочное чтение.
- Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает старика, которого Рома увидел через щель в заборе.
- Как вы понимаете слово «поежился»? Попробуйте показать это состояние.
- Как автор показывает нам, что старик болен и немощен?
- Какое чувство вызвало у вас описание старика?
в) Чтение по ролям. Отработка навыка выразительного чтения диалога Ромы с дедушкой.
- Попробуем прочитать по ролям разговор, который произошел между дедушкой и Ромой.
- Каким голосом, и с какой интонацией нужно читать слова Ромы?
- Как вы будете читать слова дедушки? Почему?
Оценка чтения учеников.
г) Пересказ текста по плану.
План.
- Жизнь Ромы у тети.
- Знакомство со стариком.
- Помощь старику.
Учащиеся, совместно с педагогом составляют план для пересказа текста. План записывается на доске. Далее текст пересказывается по каждому пункту плана поочередно несколькими учащимися. Каждого отвечающего школьника учитель спрашивает о его личном отношении к людям, которые не замечали одинокого старика; к жизни дедушки; к поступку Ромы и т.п.
(Количество заданий на этапе закрепления изученного материла, может быть сокращено по усмотрению учителя).
6. Подведение итогов урока.
а) Вопросы учителя.
- Ребята, является ли для вас Рома примером для подражания? Обоснуйте свой ответ.
- Какой вывод вы сделали для себя, прочитав этот рассказ?
б) Оценка работы школьников с комментарием педагога.
в) Объяснение и запись домашнего задания (чтение текста и подготовка пересказа по плану).