См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Конспект урока чтения (7-й класс)

Тема

Русская народная сказка «Журавль и Цапля»

Тип урока

Комбинированный.

Цель

Познакомить с русской народной сказкой "Журавль и Цапля".

Задачи

Образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Воспитательные:

Оборудование

Учебники, карточки для индивидуальной работы, иллюстрации к сказке, записи на доске, толковые словари

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок

2. Повторение пройденного материала

а) Актуализация знаний учащихся (беседа, работа по карточкам).

(Аналогичные вопросы задаются и по другим сказкам, указанным в карточке № 1).

(Названия сказок: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Золотые руки», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Репка», «Лиса и волк».

Жили-были …
Ждет-пождет …
Жить-поживать …
Добрый молодец …
Красна-девица …
За тридевять земель …

Оценка работы учащихся с комментариями

3. Изучение нового материала

а) Объявление темы и цели урока.

б) Чтение сказки учителем. Проверка восприятия.

в) Речевая разминка.

г) Объяснение значения непонятных слов из сказки

д) Чтение сказки учащимися по абзацам с параллельным разбором смысла каждого абзаца и ряда слов в контексте. Вопросы учителя по содержанию сказки.

Слабоуспевающим школьникам предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом ответа на вопрос:

Журавль не понравился Цапле, тем, что у него …

Цаплю очень обидел отказ Журавля, она …

Карточка с алгоритмом рассуждения прикрепляется на магнитную доску. Учащиеся составляют различные варианты рассуждений. Рассуждения коллективно обсуждаются. Школьники доказывают правильность своей точки зрения.

Слабоуспевающим школьникам предлагаются на выбор на карточках варианты: ничего не съел, ничего не добился, съел несоленую пищу.

4. Закрепление изученного материала

а) Повторное чтение сказки учащимися, работа над развитием навыка выразительного чтения.

Учитель обращает внимание школьников на тон голоса каждой из птиц, когда она просит и когда отказывает.

б) Анализ содержания сказки, работа с пословицами.

в) Чтение сказки по ролям с предварительным разбором и элементами драматизации.

г) Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание.

Ребята, мы с вами уже сказали, что в этой сказке, как будто нет конца, она заканчивается тем, что Журавль и Цапля, так и ходят по болоту друг к другу свататься и никак не могут договориться. Попробуем изменить концовку этой сказки, придумать свое продолжение.

Более сильным учащимся дается свобода для творчества, слабоуспевающим школьникам предлагаются опорные слова типа: «согласие Цапли», «подлость Лисы», «храбрость Журавля», «свадьба».

5. Подведение итогов урока

а) Вопросы учителя.

б) Коллективное выставление оценок с комментариями.

в) Объяснение и запись домашнего задания.