См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов
Конспект урока по русскому языку (6-й класс)
Тема
Написание адреса на конверте.
Тип урока
Изучение нового материала.
Цель
Научить составлять и записывать адрес на конверте.
Задачи
Образовательные:
- научить школьников записывать адрес на конверте;
- ввести в активный словарь учащихся ряд слов, объяснив их значение и написание;
- проверить знание учащимися своего домашнего адреса;
- научить применять полученные на уроке знания на практике.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную устную речь учащихся в процессе ответов на вопросы и в ходе составления связных высказываний по теме;
- пополнять активный и пассивный словарь учащихся в процессе знакомства с новыми словами по теме урока;
- корригировать и развивать долговременную память учащихся в процессе запоминания новых терминов и своего домашнего адреса.
Воспитательные:
- прививать учащимся интерес к предмету.
Оборудование
Таблички с новыми словами; карточки для индивидуальной работы; образец конверта с записанным на нем адресом; записи на доске; конверты и карточки для тренировочных упражнений.
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Сообщение темы и цели урока.
2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
а) Беседа.
- Как общаются между собой люди, которые живут в разных городах?
Учитель рассказывает о том, при помощи чего общались древние люди, когда не было телефона, Интернета и даже письменности. К беседе подключаются дети, показывая свои знания.
Люди и раньше и сейчас продолжают писать друг другу письма, но чтобы это письмо дошло, необходимо его запечатать в конверт и правильно указать адрес.
3. Изучение нового материала
а) Изучение новых слов.
На доске карточки со словами: адрес, конверт, почтовое отделение, индекс, адресат, отправитель, получатель, инициалы. Разбирается значение каждого слова. Слова записываются в специальную тетрадь или альбом.
Далее разбирается сокращенное написание ряда слов, объясняется для чего это нужно: город, район, область, деревня, село, поселок, дом, корпус, строение, квартира. Слова и их сокращенный вариант записываются в тетрадь.
б) Демонстрация конверта и объяснение, что и где надо писать.
Учитель показывает детям конверт (на доске увеличенный вариант, на партах у каждого свой экземпляр). Рассказ учителя о том, как нужно оформить конверт, что бы он сам и его содержимое дошло до получателя.
Физминутка
4. Проверка понимания изучаемого материала
а) Вопросы учителя.
- Как следует писать адрес на конверте и почему это важно?
- Для чего служит индекс?
- Почему нужно обязательно указывать индекс?
- На что указывают три последние цифры индекса?
- Почему при написании адреса слова нужно сокращать?
- Что мы будем писать в графе «Кому»?
- Что мы будем писать в графе «От кого»?
- Как следует писать адрес отправителя? Почему?
- Кто такой «адресат»? Как по другому можно сказать?
Учитель читает детям отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька».
- Дойдет ли это письмо для дедушки? Почему?
Учитель читает стихотворение Маршака:
Почта мне письмо доставила, На конверте в уголку Нацарапано: «Писаелу», А пониже: «Маршаку». С этим адресом мудреным Добрело письмо ко мне… Слава нашим почтальонам С толстой сумкой на ремне! |
- Правильно ли был написан адрес на конверте? Почему же тогда это письмо дошло?
- А если бы оно было адресовано Иванову, дошло бы оно тогда?
5. Закрепление изученного материала
а) Выполнение лексико-стилистических упражнений.
Исправить сделанные на доске записи, правильный вариант записать в тетрадь. Работа проводится коллективно с объяснением выполняемого.
Тульская обл., ул. Садовая, д.7. Соколовой Марине |
189630, г. Руза, Московская обл., ул. Парковая, кв. 5 Савельеву С.М. |
б) Самостоятельная запись адреса на конверте.
На тренировочных карточках учащиеся пробуют записывать цифры индекса.
На тренировочных конвертах учащиеся записывают в графе «Куда» адрес школы, в графе «От кого» свой домашний адрес. Учитель контролирует работу, помогает учащимся.
Возможна запись на конверте в графе «Куда» адреса товарища. На следующем уроке делового письма школьники могут составлять личные письма, например, другу. Письмо запечатывается в конверт с уже написанным адресом и отправляется учащимися.
6. Подведение итогов урока
а) Вопросы учителя.
- Что мы сегодня учились делать на уроке?
- Почему очень важно записывать адрес на конверте правильно?
- Что обозначают слова отправитель, получатель, адресат, индекс.
б) Выставление оценок с комментарием каждой оценки.
в) Объяснение и запись домашнего задания.