См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов
Конспект урока по русскому языку (5-й класс)
Тема
Изложение по рассказу «Березка» (на подготовку и написание изложения отводится два урока).
Тип урока
Применение знаний на практике.
Цель
Научить писать изложение на заданную тему.
Задачи
Образовательные:
- учить правильному и последовательному построению предложений;
- дать учащимся новые сведения о березе и той пользе, которую приносит это дерево;
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную устную речь учащихся в процессе составления устного рассказа по тексту изложения;
- развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей в тексте изложения;
- развивать связную письменную речь учащихся в процессе составления и записи предложений.
Воспитательные:
- прививать учащимся интерес к предмету;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование
Иллюстрация с изображением березовой рощи; карточки для индивидуальной работы слабоуспевающих учащихся; записи на доске.
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.
- Сегодня на уроке мы будем писать изложение по рассказу. Давайте вспомним, что такое изложение.
2. Подготовка к усвоению нового материала
а) Вступительная беседа по иллюстрации.
- Кто из вас видел березовую рощу?
- Какое чувство вызывают у вас березы?
- С каким настроение люди гуляют в березовой роще?
- Какое время года изображено на иллюстрации?
- Что можно сказать о небе?
- Что можно сказать о погоде?
- Попробуем дать описание березки, какой у нее ствол, крона и т.д.
Изображенные на этой иллюстрации залитые солнцем березки радуют глаз и вызывают волнующие чувства. Глядя на эту картину, мы испытываем чувство любви к родной природе. Береза живет до 140 лет. Рубить ее можно только с 50 лет. Береза приносит человеку большую пользу. Березовые дрова дают много тепла. Из березы делают посуду, сани, мебель. Дерево обжигают – получают уголь, потом деготь. Молодые березовые почки употребляют как лекарственное средство.
3. Изучение нового материала
а) Чтение текста изложения учителем.
- Сегодня на уроке мы будем писать изложение по рассказу, который называется «Березка». Послушайте этот рассказ.
Выросла березка стройная и кудрявая. На зеленой опушке разметала она свои зеленые ветки. А в гуще ветвей поселились птицы. С каждым днем хорошеет березка. Точно зимний снег, белеет стройный прямой ствол.
Но пришли на опушку ребята. Подошли к березке, взмахнули топором. Дрогнула березка, и упали на землю прозрачные капельки. Приделали ребятишки к березке желобок, и полился прозрачный душистый сок.
Прошла весна, лето, а березка стояла грустная. До осени было далеко, а на березке уже показались желтые листья.
- Ребята, вам понравился этот рассказ?
- Каким он вам показался грустным или веселым? Объясните почему.
б) Чтение рассказа учащимися.
Текст записан на доске и прочитывается учащимися 1-2 раза (вслух и про себя).
в) Беседа по содержанию текста.
- О чем говориться в рассказе?
- Что говориться о березке?
- Кто пришел в лес и зачем?
- Какое слово в тексе вам показалось непонятным, незнакомым?
Учитель объясняет слово «желобок» и демонстрирует иллюстрацию.
- Почему березка пожелтела раньше времени?
- Как вы относитесь к поступку ребят?
г) Составление и запись на доске плана изложения.
В зависимости от уровня подготовленности класса дети либо сами делят записанный на доске текст на части, либо учитель читает текст по частям.
Вопросы к 1-й части:
- О чем говориться в этой части?
- Что говориться о березке?
- Какую пользу приносила березка?
- Как можно озаглавить эту часть? («Красавица березка»)
Вопросы ко 2-й части:
- Кто пришел в лес?
- Что сделали ребята?
- Что случилось с березкой?
- Почему полился из березки душистый сок?
- Как можно озаглавить эту часть? («Березка загрустила»)
Вопросы к 3-й части:
- Какой стала березка?
- Что случилось с ее листьями?
- Как озаглавить эту часть? («Поступок ребят»)
- Ребята, для чего нам нужен план?
д) Лексико-стилистическая работа
На доске записаны слова и словосочетания, или же они записываются постепенно, после того, как учитель задает вопросы типа: «Найдите в тексте и прочитайте описание березки. Скажите в двух словах, какая она – стройная и кудрявая». Разбирается каждое слово и словосочетание. Дается установка на то, что их можно и нужно использовать при написании изложения.
Стройная и кудрявая березка; разметала (заменить другим словом); хорошеет березка; стройный прямой ствол; как зимний снег (сравнение); дрогнула березка (заменить другим словом); желобок, душистый прозрачный сок, грустная березка.
Физминутка
4. Закрепление изученного материала (2-й урок)
а) Повторное чтение текста учащимися 1-2 раза (вслух и про себя).
б) Пересказ текста по плану.
в) Самостоятельная работа. Написание изложения.
Повторение правил правописания. Заключительное прочтение текста учителем и учащимися.
Написание изложения с опорой на иллюстрацию, план и лексические выражения. Слабоуспевающие школьники получают карточки разного уровня сложности: допиши предложения; вставь словосочетания; вставь слова; вставь буквы.
5. Подведение итогов (проводится на отдельном уроке)
а) Проверка работ учащихся.
б) Выставление оценок.
в) Зачитывание лучших работ.
г) Проведение работы над ошибками.