См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов
Конспект урока по речевой практике (3-й класс)
Тема
Овощи. Собираем урожай.
Тип урока
Комбинированный.
Цель
Учить составлять рассказ об овощах.
Задачи
Образовательные:
- закреплять представления учащихся об овощах;
- дать учащимся представления о том, где растут овощи и как их собирают.
Коррекционно-развивающие:
- формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов;
- корригировать и развивать связную устную речь учащихся в процессе ответов на вопросы и составлении предложений для рассказа;
- пополнять активный и пассивный словарь учащихся с помощью ввода новых слов и понятий .
Воспитательные:
- формировать навыки учебной деятельности;
- формировать положительное отношение к труду на земле.
Оборудование
Овощи (картинки, муляжи, натуральные, разрезные картинки, трафареты, шаблоны).
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку, проверка посадки, сообщение темы и целей урока.
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Мы тихонечко сидим. Смело, четко говорим. |
2. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у учащихся по теме "Овощи"
У каждого ученика картинка с изображением овоща. Дети называют свой овощ и садятся.
3. Изучение нового материала
а) Работа над речевым материалом.
Учитель демонстрирует овощи, рассказывает, как они называются, где они растут, как их готовят. К беседе привлекаются учащиеся.
б) На магнитной доске изображение грядок, картинки с изображением овощей. Сажаем овощи на грядки. Дети выходят по очереди к доске, называют овощ, сажают на грядку. Далее учитель подчеркивает, что каждый овощ собирают по-разному.
Морковку, редиску, репу, свеклу - выдергивают. Огурец, помидор, горох - снимают. Картофель выкапывают. Капусту, тыкву, кабачок - срезают. |
Учитель задает вопросы на понимание, что как собирают.
Физминутка
Раз, два, три, четыре. (маршируют) Дети овощи учили. Лук, редиска, кабачок, (подпрыгивают хлопая в ладоши) Хрен, морковка, чесночок. |
4. Закрепление изученного материала
а) Составление предложений. Демонстрация муляжей, картинок или натуральных овощей.
Помидор круглый, а морковка … Редиска мелкая, а редька … Огурец овальный, а тыква … Кабачок большой, а картофель … Лук горький, а горошек … Огурец зеленый, а свекла … Морковь растет в земле, а помидор … |
б) Игра "Назови ласково" - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Огурец - огурчик. Помидор - … Горох - … Картошка - … Свекла -… |
в) Игра "Что приготовим?"
Из картошки приготовим картофельное пюре. Из моркови … Из капусты … Из редиски, огурца и помидора … Из тыквы … |
г) Развитие мелкой моторики. Обводка овощей по шаблону, трафарету, лепка, закрашивание, штриховка.
Физминутка
д) Развитие навыка связной устной речи.
Рассказ "Корзина с овощами". Учитель читает рассказ, а дети по ходу чтения выходят к доске и вставляют нужный овощ в прорезь корзины. Повторяют каждое предложение, разбивая на две логические части.
Собрала Зина урожай и сложила его в корзину. Вот помидор красный, овощ прекрасный. Вот овальный огурец, зеленый молодец. Вот морковка краса, длинная коса. Вот вкусная картошка, для супа и окрошки. |
е) Психоречевая гимнастика "Спрячь слоги в ладошки".
Дети выхлопывают слоговые структуры слов по-ми-дор, о-гу-рец, го-рох и т.д.
ж) Составление овощей из разрезных картинок.
Собрать овощ, назвать его, составить предложение. У каждого ученика своя картинка. Возможен более сложный вариант, когда дети рассказывают, где овощ растет, как за ним ухаживать, как собирать, что из него можно приготовить.
5. Подведение итогов
а) Загадывание загадок про овощи (если позволяет время).
б) Вопросы учителя:
- Какую тему изучали на уроке?
- Какие вы знаете овощи?
- Где они растут?
- Как их собирают?
- Что готовят из овощей?
в) Выставление оценок, объяснение и запись домашнего задания.