См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Речевое развитие детей с нормальным интеллектом

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребёнок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.

Задача родителей - вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребёнку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходиться обращаться за помощью к специалистам: психологам, нейропсихологам, педагогам, логопедам, дефектологам, врачам. Важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема ещё не приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет её устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно.

Взрослым надо усвоить простую истину: ребёнка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он ещё не научился отвечать. Необходимо понимать, что ребёнок запоминает то, что говорит взрослый и как он говорит. Именно речью взрослого пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребёнка.

Речевые проблемы – это бич нашего времени. Нужно насторожиться, если ребёнок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нужно бить тревогу, если ребёнок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные.

В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развитии и с различными речевыми нарушениями. Задержка речевого развития и различные нарушения речи могут быть вследствие недоразвития или поражения мозга, а так же центральной нервной системы во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения. Факторами, приводящими к дальнейшим проблемам в развитии, являются: угроза выкидыша во время беременности; длительный токсикоз; перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания; прием лекарств, противопоказанных во время беременности; наличие у беременной хронических заболеваний; наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики); гипоксия плода; стремительные или наоборот затяжные роды; недоношенность плода или наоборот; несовместимость крови матери и плода; асфиксия; травма во время родов; внутричерепное давление; внутричерепные кровоизлияния; ряд инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет; черепно-мозговые травмы и др. В возникновении речевых нарушений большую роль играет и социальный фактор: правильное речевое окружение ребенка и наличие благоприятной психологической обстановки. Конечно, найдутся такие мамы, которые скажут: «Да у меня половина из перечисленного списка имело место быть, и ничего ребёнок нормальный!» В таком случае им либо очень повезло, либо они не видят проблем, либо не хотят их видеть, либо увидят их позже.

В развитии речевой функции ребенка выделяют три критических периода. В эти периоды взрослым необходимо быть особенно внимательными к детям.

Первый период (1 – 2 года), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей её силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, критическим периодом которого считается возраст ребёнка 14 – 18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребёнка.

Второй период(3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Всё это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребёнок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Третий период (6 – 7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении завышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности.

Что может посоветовать дефектолог родителям, дети которых имеют задержку речевого развития? Если ребёнок (2 – 3 лет) отстает в речевом развитии от своих сверстников, не стоит спешить бежать к логопеду. В большинстве случаев логопед не будет заниматься с малышом, которому нет четырех лет. Логопед исправляет нарушения звукопроизношения, ставит звуки. Существуют законы физиологии, по которым определенный звук в определенном возрасте должен появиться у ребёнка, возраст, в котором ребёнок должен научиться произносить тот или иной звук правильно. Исправлять и ставить звуки, логопед будет только тогда, когда по законам физиологии они уже должны были встать самостоятельно, но этого не произошло. До этого момента можно говорить о задержке речевого развития, о недоразвитии речи, но не о нарушении звукопроизношения. В раннем возрасте эту проблему поможет решить дефектолог, он будет заниматься стимулированием речевого развития.

Если ребёнок, и в частности его речевое развитие отличается от речевого развития сверстников не в лучшую сторону, прежде всего, нужно посоветовать родителям обратиться к хорошему невропатологу. Подробно рассказать, что настораживает, что беспокоит, что пугает в развитии ребёнка. Хороший доктор внимательно выслушает, внимательно обследует ребёнка и назначит адекватное лечение. После прохождения курса лечения следует повторно показаться врачу. Большинство речевых нарушений проявляются в структуре различных психических и нервно-психологических расстройств. Расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т.е. воздействия на весь синдром в целом. Иными словами речевые проблемы это следствие, а причины кроются либо в экзогенных (внешних) факторах, либо в эндогенных (внутренних) факторах. Позиция родителя, говорящего: «У нас всё хорошо, только мы плохо говорим, но ничего, научится!», вызывает, по меньшей мере, недоумение. Конечно, он научиться говорить, но вопрос в том когда и как?

Если ребёнку исполнилось четыре года, а его речь явно развита не на этот возраст, половину звуков он не произносит, слова не выговаривает, то опять в первую очередь нужно рекомендовать родителям посетить невропатолога, а уже потом логопеда. Если сначала родители обратились к логопеду, то хороший логопед, обследовав ребёнка и предложив заниматься, всё равно отправит к невропатологу. Грамотный логопед прекрасно понимает этиологию (причину) всех речевых нарушений и всегда работает в паре с врачом. На занятии логопед будет (если это необходимо) делать ребёнку массаж языка, работать с зондами и выполнять артикуляционные упражнения, это должно занимать 10 – максимум 15 минут. После этого ребёнка отправят домой до следующего раза. Как правило, так строится работа логопеда в поликлинике и детском саду, из-за недостатка времени и большого количества желающих попасть к логопеду. Если же заниматься с логопедом частным образом, то хороший логопед продолжит занятие до 30 – 45 минут и будет развивать понимание речи; формировать пространственные представления и сенсомоторные навыки; развивать фонематический слух; уточнять и расширять словарный запас; работать над развитием памяти, внимания, мышления и т.п. Родителям следует настраивать себя на то, что к логопеду они будут ходить как минимум год. Логопед будет давать домашние задания, для закрепления пройденного материала. Это может быть артикуляционная гимнастика, заучивание стихов, подбор слов на заданный звук и т.п. Выполнять домашнее задание нужно обязательно, т.к. логопед занимается с ребёнком всего два раза в неделю, а родители общаются с ребёнком семь дней в неделю. Поставленный логопедом изолированный звук нужно вводить в речь, закреплять его правильное произношение, постоянно исправляя ребёнка: «Ты умеешь говорить правильно! Повтори ещё раз это слово, но только правильно! и т.п.».

Если задержка речевого развития и речевые нарушения возникли вследствие лёгкого органического поражения центральной нервной системы, то вовремя проведённое правильное лечение и систематические занятия с логопедом или дефектологом непременно дадут положительные результаты. К тому моменту, когда малыш должен будет пойти в школу, он, с помощью взрослых справиться со всеми проблемами. Самое главное, что должны помнить родители, это то, что время бежит очень быстро, не стоит откладывать проблему на последний год перед школой.

Для того чтобы понять, всё ли в порядке с речевым развитием малыша, и родителям и тем более специалистам, необходимо знать этапы развития речи ребёнка.

Примерный возраст Умения
2-3 месяца В норме ребёнок начинает гулить в 2-3 месяца. Произносит гласные звуки, близкие к «а», «ы», «у», возможно с сочетанием с согласным «г». В 5 месяцев гулит длительно и певуче.
8 месяцев Лепет (ба-ба-ба, да-да-да) появляется обычно в 7 месяцев. Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное
10 месяцев 10-11 месяцев появляются первые слова. К году ребёнок знает 8-10 слов. Параллельно формируется понимание речи взрослых.
1 год 2 месяца Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба», «дя» и т.п. Реагирует на своё имя. Активно пополняется словарный запас.
1 год 6 месяцев «Говорит на своем языке» - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие «папа», «мама», «деда», «баба» и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: «папа», «мама», «на», «да», «дай» и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других. В речи появляется короткая фраза.
1 год 8 месяцев Активно произносит двухсложные слова: «тетя», «кися» и т.п. Стремительно растёт словарный запас. Увеличивается набор фраз.
1 год 10 месяцев Произносит двухсложные слова и два слога их трехсложных слов («синя» - машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места.
2 года – 2 года 2 месяца Говорит словосочетания: «мама Лена». Строит предложения из двух слов: «мама, дай», «баба, ди (иди)». Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: «положи мяч стол». Использует дательный падеж для обозначения лица: «дай Вове», обозначает направление, опуская предлог: «иди маме». Использует творительный падеж в значении орудийности действия: «бить молотком», предложный падеж со значением места: «лежит сумке».
2 года 2 месяца – 2 года 6 месяцев Произносит простые предложения из трех – четырех слов. Сложносочиненные предложения: «это мой большой мишка». Начинает употреблять в речи предлоги.
3 года Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: «когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый «кризис трех лет». В этот период малыш учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача взрослых - проявить терпение и понимание.
4 года В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.
5 лет В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо – железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.
6 лет Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Словарик

Аграмматизм – нарушение понимания (импрессивная сторона речи) и употребления (экспрессивная сторона речи) грамматических средств языка.

Аграфия и дисграфия – невозможность (аграфия) или частичное специфическое нарушение процесса письма (дисграфия).

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алексия и дислексия – невозможность (алексия) или частичное специфическое нарушение процесса чтения (дислексия).

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие, дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляционно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме.

Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц, речевого аппарата.

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.

Недоразвитие речи – качественно низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

ОНР (общее недоразвитие речи) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. ОНР может быть I, II, и III уровня. ОНР может быть осложнено дизартрией, ринолалией, алалией и т.п.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.