См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Вопросы к экзамену по методике преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

  1. Русский язык как учебный предмет в специальной школе, его задачи и этапы изучения. Структура программы по русскому языку.
  2. Коррекционная и практическая направленность программного материала по русскому языку в школе VIII вида.
  3. Реализация основных дидактических принципов на уроках русского языка в школе VIII вида.
  4. Наглядные и словесные средства обучения на уроках русского языка в специальной школе.
  5. Индивидуальный и дифференцированный подход к умственно отсталым учащимся в процессе их обучения русскому языку.
  6. Методические принципы обучения русскому языку учащихся с нарушением интеллекта. Их общая характеристика.
  7. Основные положения аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Особенности применения этого метода в школе VIII вида.
  8. Цели и задачи добукварного периода, их общая характеристика.
  9. Развитие фонематического слуха и первоначальных умений звукового анализа и синтеза у умственно отсталых школьников.
  10. Формирование зрительного восприятия и пространственной ориентировки у учащихся с нарушением интеллекта в добукварный период.
  11. Воспитание правильной и четкой артикуляции у школьников с нарушением интеллекта в добукварный период. Связь учителя и логопеда в этой работе.
  12. Коррекция движений мелкой моторики руки для подготовки учащихся к письму.
  13. Обучение чтению в 1 классе специальной школы. Знакомство с новым звуком и новой буквой.
  14. Обучение чтению в 1 классе специальной школы. Подготовка к чтению букварной страницы и работа с ней.
  15. Работа по развитию речи учащихся в 1 классе специальной школы VIII вида.
  16. Обучение письму в 1 классе специальной школы. Знакомство с новой буквой и ее закрепление.
  17. Уроки чтения во 2-9 классах специальной школы. Объяснительное и литературное чтение.
  18. Формирование навыка правильного чтения у учащихся младших классов специальной школы (характер ошибок, причины, методика работы).
  19. Развитие у умственно отсталых учащихся навыка беглого чтения (основные трудности, их причины, методика работы).
  20. Выработка навыка выразительного чтения у детей с нарушением интеллекта (основные трудности, методика работы в младших и старших классах).
  21. Формирование навыка сознательного чтения у умственно отсталых учащихся (основные трудности, их причины, этапы работы с художественным произведением).
  22. Подготовка учащихся к чтению художественного произведения, работа по его анализу.
  23. Словарная работа на уроках чтения в младших и старших классах специальной школы.
  24. Работа по развитию связной речи на уроках чтения в специальной школе.
  25. Развитие навыков чтения вслух и про себя. Значение этих видов чтения.
  26. Организация внеклассного чтения в специальной школе VIII вида. Методика работы в младших и старших классах.
  27. Особенности овладения фонетическим письмом умственно отсталыми учащимися. Характер ошибок в зависимости от нарушений психических процессов и сенсомоторной сферы.
  28. Формирование навыка фонетически правильного письма у учащихся младших классов школы VIII вида.
  29. Типология орфографических правил, особенности усвоения каждого типа правил умственно отсталыми детьми.
  30. Этапы формирования письма по правилу у учащихся специальной школы. Методика работы на каждом этапе.
  31. Виды орфографических упражнений на уроках русского языка. Специфика их использования в условиях специальной школы.
  32. Работа по предупреждению ошибок у умственно отсталых учащихся.
  33. Исправление ошибок и анализ письменных работ умственно отсталых школьников. Работа над ошибками в младших классах.
  34. Задачи и содержание практических грамматических упражнений в младших классах специальной школы.
  35. Система практических грамматических упражнений в младших классах школы VIII вида (основные принципы и методика работы).
  36. Развитие речи учащихся на уроках практических грамматических упражнений в специальной школе.
  37. Особенности усвоения грамматических понятий умственно отсталыми школьниками. Учет этих особенностей в структуре и содержании программного материала по грамматике.
  38. Цели, задачи и содержание практического курса грамматики в старших классах специальной школы.
  39. Методика работы по формированию грамматических понятий у умственно отсталых учащихся старших классов.
  40. Развитие речи старшеклассников на уроках грамматики и правописания в специальной школе.
  41. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников.
  42. Задачи и содержание уроков развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
  43. Методика работы по формированию устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках развития речи.
  44. Особенности словаря умственно отсталых учащихся. Словарная работа на уроках русского языка.
  45. Особенности грамматического строя речи школьников с нарушением интеллекта. Методика работы над предложением в младших и старших классах специальной школы.
  46. Особенности связной устной речи умственно отсталых учащихся. Формирование этого вида речи на уроках русского языка в специальной школе.
  47. Особенности связной письменной речи умственно отсталых учащихся. Методика работы по формированию этого вида речи в младших и старших классах.
  48. Методика обучения деловому письму умственно отсталых школьников на уроках русского языка.