См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Классификация ошибок связной письменной речи умственно отсталых школьников

  1. Неречевые ошибки:
    • композиционные (структурные): нарушение последовательности изложения;
    • логические (смысловые): пропуск необходимых слов, фактов, эпизодов; привнесения, не связанные с темой высказывания;
    • нарушение причинно-следственной зависимости изложенных фактов.
  2. Речевые ошибки:
    • неточное употребление слов;
    • использование просторечных и диалектных слов;
    • употребление лишних слов;
    • нарушение порядка слов в предложении;
    • наличие речевых штампов.
  3. Грамматические ошибки:
    • в структуре слова (в словообразовании, формообразовании существительного, прилагательного, местоимения, глагола);
    • в структуре словосочетания (в согласовании, управлении, в том числе и в использовании предлогов);
    • в структуре предложения (нарушение границ предложения, связи между подлежащим и сказуемым, ошибки в построении предложений с однородными членами, в сложном предложении, в предложении с прямой речью).
  4. Орфографические ошибки:
    • письмо по правилу;
    • слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей, написание слов с большой и маленькой буквы, перенос слов, графическое сокращение слов.