См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Ошибки, допускаемые умственно отсталыми учащимися при письме

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонетических процессов и слухового восприятия:
    • пропуски букв и слогов (трва – трава, кродил – крокодил, пинес – принес);
    • перестановки букв и слогов (онко – окно, звял – взял, пеперисал – переписал, натуспила – наступила);
    • недописывание букв и слогов (красны – красный, лопат – лопата, набухл – набухли);
    • наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава – трава, катоарые – которые, бабабушка – бабушка, клюкиква – клюква);
    • искажение слова (наотух – на охоту, хабаб – храбрый, мчуки – щеки, спеки – с пенька);
    • слитное написание слов и их произвольное деление (нас тупила – наступила, виситиастие – висит на стене, у стала – устала);
    • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером);
    • замена одной буквы на другую (зуки – жуки, панка – банка, тельпан – тюльпан, шапаги – сапоги);
    • нарушение смягчения согласных (васелки – васильки, смали – смяли, кон – конь).
  2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
    • аграмматизмы (Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки);
    • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане, при летели, в зела, подороге).