См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Упражнения для развития техники чтения

  1. Чтение вслух.
  2. Чтение про себя.
  3. Чтение хором.
  4. Жужжащее чтение.
  5. Чтение в темпе скороговорки.
  6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
  7. «Динамическое» чтение. На доске или карточке записан столбик из нескольких слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Количество слов зависит от возраста детей и техники чтения учащихся.
  8. «Бинарное» чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
  9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же текст.
  10. «Буксир»:
    • учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
    • учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
  11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
  12. «Прыжки». Чтение через слово.
  13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
  14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
  15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым признаком (например, слова, начинающегося на букву К, или состоящего из двух слогов, или с ударением на последний слог и т.п.).
  16. «Круговое» чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
  17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
  18. «Фотоаппарат»:
    • на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
    • учитель показывает кадр слайда, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.
  19. «Угадай»:
    • антиципация слов, предложений, пословиц (договаривание по смыслу);
    • чтение текста через «решётку» (на текст накладывается карточка с прорезями, закрывающими части слов, слова или некоторые предложения).
  20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, которые нужно найти.
  21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
  22. «Сканирование». За 20–30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.