См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов
Упражнения для развития техники чтения
- Чтение вслух.
- Чтение про себя.
- Чтение хором.
- Жужжащее чтение.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
- «Динамическое» чтение. На доске или карточке записан столбик из нескольких слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Количество слов зависит от возраста детей и техники чтения учащихся.
- «Бинарное» чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
- «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же текст.
- «Буксир»:
- учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
- учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
- «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
- «Прыжки». Чтение через слово.
- «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
- «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
- «Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым признаком (например, слова, начинающегося на букву К, или состоящего из двух слогов, или с ударением на последний слог и т.п.).
- «Круговое» чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
- «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
- «Фотоаппарат»:
- на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
- учитель показывает кадр слайда, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.
- «Угадай»:
- антиципация слов, предложений, пословиц (договаривание по смыслу);
- чтение текста через «решётку» (на текст накладывается карточка с прорезями, закрывающими части слов, слова или некоторые предложения).
- «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, которые нужно найти.
- «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
- «Сканирование». За 20–30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.