См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Что такое ПЭП и ММД и как помочь детям с таким диагнозом?

Наиболее распространёнными неврологическими диагнозами уже не первый десяток лет являются ПЭП, ММД, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Они стоят в медицинских картах практически всех детей. К сожалению, врачи не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Как следствие этого родители порой и не знают про диагноз своего малыша и тем более не знают, что с этим делать. Если терминологию не пояснил врач, то расшифровывать диагнозы приходиться дефектологу. Высокопрофессиональный специалист уже на первой консультации спросит родителей о том, как протекали беременность и роды, какие записи делал в карте ребёнка невролог, как проходили этапы раннего развития.

ПЭП – перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский церебральный паралич (ДЦП). Если ПЭП не лечить, то к 2-3 годам он плавно перейдёт в ММД.

ММД – минимальная мозговая дисфункция, нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде (гипоксия) и в процессе родов (асфиксия), а так же в результате родовой травмы. Этот диагноз может быть записан и как МЦД (минимальная церебральная дисфункция). Наиболее частое проявление ММД – это гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности). Родителям достаточно сложно связать эти диагнозы с вялостью или что чаще, с возбудимостью ребёнка. Малыш много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул (частый или, напротив, имеется склонность к запорам). Ребёнок плаксив, легко возбуждается и трудно успокаивается, нарушен сон, запрокидывает головку, повышен тонус, страдает от внутричерепного давлении и т.д. и т.п. В дальнейшем, по мере взросления малыша, у него может наблюдаться отставание в речевом развитии, расторможенность, неусидчивость, непослушание. Всё это предстоит выяснить дефектологу, когда он начинает работать с ребёнком. Подчас какие-то вещи родитель забыл или никогда не придавал им значения. А ведь многих проблем можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает – достаточно серьезно. Названные диагнозы в карте ребёнка – это не сигнал к панике, а сигнал к действию.

Прежде всего, задача дефектолога убедить родителей в необходимости проконсультироваться с невропатологом. Если врач не назначил никакого лечения, сказав, что всё пройдёт само собой с возрастом, то нужно искать другого врача. Может быть и пройдёт, но не у всех, а лишь у части детей. А остальным придётся нести этот груз по жизни.

Если у ребёнка стоит диагноз ПЭП, ММД, то необходим курс лечения, какой это зависит от возраста и конкретного случая. Не надо бояться препаратов, которые назначает врач, даже если эти таблетки пьёт пожилой человек от склероза, человек, страдающий вегетососудистой дистанией, шизофренией или алкоголизмом. Они нуждаются в улучшении мозгового кровообращения, так же как и ребёнок с диагнозом ПЭП. Помимо медикаментозного лечения малышу необходим массаж, лечебная физкультура, физиотерапия, а в последствии, если понадобиться, занятия с логопедом, нейропсихологом, дефектологом. Задача специалиста убедить родителей, что невропатолог – не враг, а лучший друг семьи и что лечение очень нужно и важно для ребёнка. Если не лечить эти вещи, то возрастом мы столкнемся с сердечнососудистыми заболеваниями, мигренями, ранними инсультами и инфарктами. Чем раньше начинается квалифицированное лечение, тем лучше будет результат. Ну а комплексное медикаментозное и коррекционно-педагогическое воздействие – это просто идеальный вариант.

Не стоит паниковать и думать, что специалисты обнаружили у ребёнка нечто ужасное: к выпускному вечеру расстройство сойдет на нет, однако прежде успеет доставить немало неприятностей своему хозяину, а также хлопот родителям и учителям. Можно ли их избежать? Разумеется! Но, к сожалению, симптомы ПЭП и ММД, часто не воспринимаются родителями как патологические и не служат поводом для обращения к невропатологу. Родители очень долго не могут объективно оценить состояние своего ребёнка, характеризуя особенности его поведения как «лень», «непоседливость», «нервозность», «избалованность» и т.п.

На первой консультации дефектолог подробно выясняет у родителей все, что связано с беременностью, родами и ранним развитием ребёнка. Ответив «да» на ряд вопросов, родители сами могут определить, есть ли у ребёнка основания «претендовать» на диагноз ПЭП и ММД.

  1. Как протекали беременность и роды? К факторам, вызывающим различные патологии врачи относят следующие показатели: гипоксия плода, длительный токсикоз, обвитие пуповиной, заболевания матери, курение матери, употребление наркотиков и алкоголя, воздействие токсических веществ, недоношенность или переношенность, асфиксия, родовая травма и т.п.
  2. На первом году малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью, нарушениями мышечного тонуса или другими проявлениями так называемой перинатальной энцефалопатии (ПЭП)?
  3. Ребенок засыпает с трудом, обычно часто просыпается ночью, ворочается и вскрикивает во сне? Рано (до 6 лет) отказался от дневного сна?
  4. Поведение ребёнка шумное и беспокойное, часто агрессивным, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или какой-то игре, требующей внимания и терпения?
  5. Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым, отличается рассеянностью и частой сменой настроения?
  6. Чувствует и ведёт себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях?
  7. Периодически жалуется на головную боль? Окружность головы не соответствует возрастным нормам? Окружность головы годовалого ребёнка в норме равна 46 см, в 2 года 48 см, в 3-4 года – 49 см, в 5 лет - 50 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до «взрослой» величины – 55-58 см.
  8. Плохо приживается в коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке?
  9. Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений?
  10. Бегает на носочках, быстро стаптывает обувь, при ходьбе чуть косолапит, ставя ноги носками внутрь, нагружает не всю стопу целиком, а только её внутренний край и носочки?
  11. Наблюдается логоневроз в состоянии повышенной эмоциональной возбудимости? Неправильно произносит слова, с трудом запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки?
  12. Перед засыпанием ритмично покачивает головой или раскачивает туловищем, сосёт пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает, постоянно облизывает губы - словом, совершает навязчивые движения, которые родители склонны относить ко «вредным привычкам»?

Если какие-то из этих проблем есть у малыша, откладывать визит к невропатологу нельзя. Если вовремя не обратиться к специалисту, надеясь, что все пройдет само - собой, то настоящие проблемы будут ждать родителей, когда их чадо пойдёт в первый класс.

Чтобы подготовиться к школе ребёнку с диагнозом ПЭП и ММД, недостаточно выучить буквы и цифры. Главное – укрепить его слабую нервную систему, помочь ей справиться с предстоящей учебной нагрузкой. Чем раньше начнут «приводить в порядок» нервы малыша, тем лучше будет результат. Только от родителей зависит, чтобы лечение не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее. Лечение будет заключаться не только в микстурах и таблетках (этого не надо бояться), но и в создании определенной обстановки в семье, которая «работала» бы на выздоровление ребёнка. Для этого, прежде всего, родители, должны правильно понимать, что происходит с малышом и серьёзно к этому относиться. Порой он и рад бы вести себя хорошо и хорошо заниматься, но он просто не может справиться сам с собой. Что может посоветовать дефектолог семье, в которой возникла такая проблема:

  1. Посетить хорошего невропатолога. Обязательно пройти курс лечения (скорее всего не один) и регулярно (весна и осень) показываться врачу.
  2. Строго соблюдать режим дня (ложиться спать, вставать по утрам, питаться, ходить на прогулку в одни и те же определенные часы). Привычные действия служат определенными сигналами точного времени, синхронизирующими работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
  3. Дневной сон должен быть обязательным, а вечерний не позднее двадцати одного часа. Ослабленной нервной системе необходим отдых.
  4. Избегать частых увеселительных мероприятий (гости в доме, посещение гостей, вечеринок, развлекательных клубов и т.п.). Нарушается привычный распорядок дня, ребёнок получает огромное количество лишних впечатлений и эмоций.
  5. Взять под контроль общение малыша со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми ему противопоказано. Для знакомства выбрать спокойного, неагрессивного ребёнка постарше.
  6. Избегать домашних ссор, они до крайности истощают детскую психику.
  7. Наложить запрет на телевизор и компьютерные игры: мелькание кадров может спровоцировать судорожный приступ, расшатать далеко не железные детские нервы. Избавить ребёнка от агрессивных мультфильмов. Весь материал для просмотра, прослушивания и чтения должен подвергаться родительской цензуре.
  8. Стараться не брать ребёнка в дальние поездки, заграничные турне, жаркие страны. Если же ребёнку необходим морской воздух и вода, лучше ехать в бархатный сезон и минимум на два месяца.
  9. Организовать детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием или подвижных игр на воздухе, улучшающих координацию и точность движений.
  10. Больше рисовать, вырезать, склеивать, складывать, строить из конструктора, выкладывать мозаику и т.п. Все это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.
  11. Чаще читать малышу стихи, сказки, слушать спокойную музыку, детские песенки, русские народные песни.
  12. Не водить ребёнка, особенно дошкольного возраста, одновременно во все возможные кружки, секции, музыкальную школу, на занятия иностранным языком и на подготовку к школе. Для ребёнка с диагнозом ПЭП и ММД требуется охранительный режим и строгая дозировка дополнительных занятий.

Основная мысль, которую дефектолог должен внушить родителям заключается в том, что справиться с последствиями ПЭП и ММД им поможет комплексное лечение, благоприятная обстановка в доме, щадящий режим и коррекционная работа с такими специалистами как дефектолог, логопед, нейропсихолог.

Словарик

Дефектолог – это педагог, который помогает познать всё или почти всё из того, что ребёнок должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребёнка.

Логопед – это педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Психолог – помогает создать вокруг ребёнка благоприятную для развития атмосферу: тестирует его личностный склад, дает возможность родителям лучше узнать малыша, сделать их общение полноценным.

Нейропсихолог – это специалист, который строит свою работу на основе изучения связи психических процессов с определенными системами головного мозга. Нейропсихолог проводит диагностику и подбирает коррекционные упражнения, позволяющие развивать «отстающую» сферу головного мозга.

Гипердинамический синдром – синдром двигательной расторможенности – наиболее распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Заметно усиливается при утомлении и соматических заболеваниях.

ДЦП – детский церебральный паралич, заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных систем мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения. В основе ДЦП лежит раннее (как правило, внутриутробное) повреждение или недоразвитие мозга вследствие ряда причин. ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием. Существуют разные формы ДЦП в зависимости от повреждения определенных систем мозга.

ЗПР – задержка психического развития, нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребёнка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС. У детей с ЗПР наблюдается сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедленным темпом переработки информации. Внимание неустойчивое, память ограничена в объёме и непрочна.

В большей степени развито наглядно-действенное мышление, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также лёгкие нарушения речевых функций. ЗПР особенно ярко проявляется на начальном этапе обучения, когда обнаруживаются недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, незрелость эмоциональной сферы, отставание в речевом развитии и как следствие, трудности усвоения ребёнком школьной программы.

ЭЭГ (электроэнцефалография) – исследование биоэлектрической активности мозга – позволяет судить о зрелости мозговых структур, а также выявить очаги возбуждения в коре головного мозга, которые могут провоцировать судорожные приступы. Это исследование входит в комплекс диагностических мероприятий для детей с головными болями, энцефалопатией, минимальной мозговой дисфункцией, эпилепсией.

ЭМГ (электромиография) – это исследование нервно-мышечной системы путем регистрации электрических потенциалов мышц. Определив скорость распространения электрических сигналов по нервным волокнам, можно установить место и тяжесть повреждения периферической нервной системы при таких заболеваниях, как ДЦП, различные парезы, при черепно-мозговых травмах и травмах спинного мозга.

ЭНМГ (электронейронейромиография) – исследует электрическую реакцию нервов и мышц на электрическую стимуляцию. Этим способом можно определить нервно-мышечную проводимость отдельной мышцы, установить, на каком уровне произошло поражение.

ЭМГ и ЭНМГ – помогают в диагностике центральных, сегментарных, невротических и мышечных двигательных нарушений, позволяют обнаружить нарушения биоэлектрической активности на ранней стадии заболевания, при отсутствии выраженных симптомов, а также дает возможность наблюдать за динамикой процесса и эффективностью лечения.

Нейросонография – УЗИ головного мозга через родничок. Это исследование структуры головного мозга, которое демонстрирует развитие всех его отделов, показывает, соответствует ли оно нормативам. Исследование назначается детям при нарушении мозгового кровообращения, кровоизлияниях, судорожных проявлениях, гидроцефальном синдроме, недоношенным малышам для контроля за эффективностью лечения.

Эхоэнцефалоскопия – исследование головного мозга – проводится детям старше года и позволяет уточнить расположение срединной структуры мозга. Исследование проводится при частых головных болях, проявлении гидроцефального синдрома, повышенном внутричерепном давлении, гипертонусе, гипотонусе, травмах мозга.

Эти исследования требуют дорогостоящего оборудования и высокой квалификации специалиста, поэтому проводятся лишь в немногих диагностических центрах и специализированных детских неврологических больницах.