См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Упражнения для формирования навыка выразительного чтения

  1. Артикуляция гласных и согласных звуков, слогов различных видов.
  2. Чтение труднопроизносимых слов со сложной слоговой структурой.
  3. Чтение скороговорок.
  4. «Окончания». Данное упражнение предъявляет повышенные требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
  5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
  6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
  7. Выборочное чтение вопросительных или восклицательных предложений.
  8. Чтение одного предложения с разной интонацией.
  9. «Эхо». Учитель читает 1–2 строчки повествовательного или стихотворного текста, ученики повторяют его с той же интонацией.
  10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
  11. Разметка текста (нотированное чтение): паузы, логическое ударение, усиление или ослабление, повышение или понижение голоса.
  12. Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3–4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.
  13. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни, под который пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
  14. Словарь настроений. На карточках предложены смайлики, изображающие различное настроение (грусть, радость, горе, удивление и т.п.). Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение, прочитать еще раз, пытаясь это настроение передать.
  15. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
  16. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребёнка, слона и др.).
  17. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
  18. Чтение по ролям.
  19. Чтение по ролям без слов автора.
  20. Инсценирование.
  21. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения.
  22. Конкурс чтецов. Ученики готовятся либо самостоятельно, либо под руководством педагога.