См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов
Нарушения чтения и письма
В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. В ряде случаев родители правы, но, подчас, за этим стоят более серьёзные вещи: интеллектуальные, физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией. И очень часто, эти два диагноза стоят рядом. Если есть что-то одно, то, как правило, имеется и другое. Дисграфии и дислексии присутствуют не только у детей с интеллектуальной недостаточностью, но и у детей с нормальным интеллектом, имеющих или имевших речевые нарушения.
Дисграфия (от греческого «дис» – затруднение, нарушение, отклонение от нормы, «графо» - писать, изображать) – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов и в предложении, аграмматизмы на письме.
Письмо - как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.
Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:
- Акустический (услышать и выделить звук).
- Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков).
- Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки).
- Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.
- Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.
При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности. Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чём будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.
Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что, либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какой-то из процессов у ребеёнка несовершенен. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.
Начинать работу по профилактике дисграфий следует ещё в дошкольном возрасте. Уже тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Если трёхлетний ребёнок говорит «ем ложком» (по аналогии режу ножом), то это укладывается в рамки нормального речевого развития, т.к. здесь употребляется типичная для русского языка форма творительного падежа, хотя и не правильная для данного существительного. Но если ребёнок говорит «ем ложкая», то это выходит за рамки. В дошкольном возрасте речь идёт об изжитии аграмматизмов в устной речи детей, а при успешном решении этой задачи они уже не появятся в письменной речи. Если же занятия с логопедом не принесли должного результата, или ребёнок не занимался с логопедом, и родители видят огромное количество ошибок при письме ребёнка, то следует возобновить занятия (или начать их). Дисграфия не исчезнет сама, её нужно корригировать и исправлять.
Дислексии (от греческого «дис» – нарушение, отклонение от нормы, затруднение и «лего» – читать) – это состояния, основное проявление которых – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов («церебро» – головной мозг (лат.)), в целом составляющих основной базис навыка чтения.
Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение – это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.
Уметь читать это значит уметь:
- соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) – увидеть;
- соотнести зрительный образ речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом – произнести;
- соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением - понять.
Определяют четыре этапа чтения в зависимости от механизма процесса чтения:
- 1 этап - овладение звукобуквенными обозначениями.
- 2 этап - этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква-слог и понимание отстает от произношения (послоговое чтение).
- 3 этап - этап становления синтетических приёмов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.
- 4 этап - этап автоматизированного (синтетического) чтения, единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.
Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения:
- сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем);
- сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи);
- сформированность зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв);
- сформированность пространственных представлений (лево – право, верх – низ, большой – маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.);
- сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв);
- сформированность связной устной речи (классификация предметов; обобщение предметов; правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение назначения предметов);
- эмоциональная развитость ребёнка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, чёткое выполнение инструкций взрослого и т.п.);
- хорошо развитая тонкая и крупная моторика;
- сформированность умения общаться со сверстниками.
В группу риска детей с дислексией попадают те дети, у которых имеется:
- нарушение фонематического слуха;
- нарушение пространственного восприятия;
- нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями (движение, положение в пространстве);
- нарушения поведения и работоспособности;
- плохое запоминание знаков;
- плохая дифференциация звуков и букв;
- плохое сливание звуков;
- трудности осуществления звукового анализа слова.
При дислексии одно и тоже слово ребёнок может прочитать и верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путём угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие на контекст. Понимание прочитанного либо затруднено, либо полностью отсутствует (механическое чтение).
Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок, ребёнок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характера: при довольно беглой технике чтения ребёнок почти ничего не понимает из прочитанного, он просто механически считывает текст.
Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Одной из основных задач таких специалистов как логопед и олигофренопедагог является профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, начиная с дошкольного периода и помощь детям, обучающимся в школе. Для педагога массовой школы плохо читающий и плохо пишущий ученик является большой проблемой. В силу отсутствия специальных знаний, недостатка времени на уроке, а порой и просто желания помочь, педагог, в лучшем случае, просто не обращает внимание на такого ученика. Постепенно ребёнок превращается в вечного аутсайдера, не вылезающего из двоек и объектом для насмешек одноклассников. Хотя, такому ученику необходим индивидуальный подход в процессе обучения и оказание специальной коррекционной помощи.