См. раздел Публикации и презентации


Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития", № 1, 2021 год

Шишкова Маргарита Игоревна

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

Реализация принципа коммуникативной направленности в процессе изучения словарных слов школьниками с интеллектуальными нарушениями

Статья опубликована в № 1 журнала "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" за 2021 год

Аннотация: В статье рассматриваются возможности работы со словарными словами на уроках русского языка со школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения. Предложены варианты заданий, показаны приемы работы, даны методические рекомендации, реализующие принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку.


Одним из основных методических принципов обучения русскому языку школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) является принцип коммуникативной направленности [1]. Для планомерного обучения школьников осуществлению всех видов речевой деятельности реализация данного принципа предполагает использование на уроках достаточно большого количества коммуникативных упражнений. Коммуникативные упражнения являются фундаментом для развития речи как средства общения. Именно коммуникативные упражнения обеспечивают формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. Они позволяют организовывать на уроках русского языка учебный диалог, отрабатывать вопросно-ответные формы, мотивированность речевой деятельности, развивать самостоятельность и продуктивность речевых умений. Коммуникативные упражнения являются подготовительными для организации ведения беседы. На уроках эти упражнения сочетают в себе работу над речью с работой над фонетическим, грамматическим и лексическим материалом и выполняют основную задачу обучения русскому языку школьников с интеллектуальными нарушениями - усвоение конкретного грамматического материала в процессе создания естественной ситуации речевого общения.

Использование коммуникативных упражнений на уроках русского языка способствует пониманию конкретной речевой ситуации, побуждает школьников к созданию речевого высказывания, помогает соотносить свое высказывание с адресатом и реалиями, готовит к естественному речевому общению. В созданных под руководством учителя речевых ситуациях внимание учащегося направляется на содержательную сторону речи, при этом он извлекает из памяти языковой материал, отвечающий замыслу речевого высказывания. В результате использования таких упражнений первоначальные знания закрепляются и переходят в навык. Коммуникативные упражнения позволяют задействовать в работе большое количество обучающихся, тем самым организуя обратную связь в процессе общения. Общение должно происходить в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы, заключающейся в обмене информацией в ходе совместной речевой деятельности [1, 2].

Содержание используемых на уроке русского языка коммуникативных упражнений должно соответствовать уровню обученности детей. При этом упражнения должны иметь проблемный характер: именно такой подход способствует активизации мыслительной деятельности школьников, их максимальной вовлеченности в процесс обучения. Упражнения применяются таким образом, чтобы их количество, последовательность, качество могли обеспечить максимальный результат в процессе формирования или развития речевых и языковых навыков на каждом этапе обучения.

Использование коммуникативных упражнений возможно при выполнении различных видов работ на уроках русского языка; один из основных видов - работа со словом. На уроках грамматики и правописания постоянно идет работа по расширению и обогащению словаря учащихся. При этом работа со словом не ограничивается решением только орфографических задач: на первый план выходят лексические задачи. Являясь единицей речи, слово позволяет обобщать и систематизировать понятия, объяснять их значение. Включение изученных слов в предложения и тексты позволяет вводить слова непосредственно в процесс общения, т. к. предложение и текст являются единицами коммуникации. Через слово, встроенное в предложение, включенное в связное высказывание, реализуется коммуникативность речи, а знания о языке приобретаются в процессе естественного общения [1].

На уроках русского языка работа над словом проводится, в частности, при изучении словарных слов. Словарная работа является неотъемлемой частью каждого урока русского языка как в начальной, так и в старшей школе. Словарная работа вырабатывает орфографическую зоркость, обогащает и развивает устную речь учащихся, а также способствует формированию навыков грамотной письменной речи. При работе над словарным словом основной задачей является запоминание непроверяемой орфограммы. Как правило, работа с новым словарным словом происходит в определенной последовательности. Прежде всего слово записывается и произносится. Далее выясняется его лексическое значение. Затем проводятся тренировочные упражнения в правильности написания. После этого слово рассматривается в контексте его употребления с другими словами, т. е. оно включается в словосочетание, предложение, текст. В ряде случаев целесообразно организовывать работу таким образом, чтобы учащиеся, работая с текстом, планомерно переходили к работе со словом (рис. 1).

Рис. 1. Последовательность работы со словом


Таким образом, словарная работа включает в себя и фонетический разбор слова, и изучение его этимологии, и подбор однокоренных слов, и составление словосочетаний, предложений и текстов с изучаемым словом.

В учебниках по русскому языку предлагаются к изучению определенные словарные слова. Количество этих слов ограничено, поэтому педагог может предложить ученикам и другие словарные слова, которые встречаются в предложениях и текстах, используемых на уроках. Например, в группу словарных слов по теме «Школа» могут входить следующие слова: портфель, ранец, карандаш, пенал, дневник, тетрадь, класс, дежурный, ученик, ученица, учитель, каникулы. Не все из них выделены для изучения в школьных учебниках, но встречаются они в текстах и речи достаточно часто. Список этих слов может быть расширен и дополнен, например, названиями школьных предметов.

Покажем возможности реализации принципа коммуникативной направленности обучения и использования коммуникативных упражнений на примере изучения словарного слова «портфель».

1. Отгадывание предмета по описанию.

Найдется в этом доме место

И ручке, и карандашу.

Учебник там с тетрадью вместе.

Я в школу этот дом ношу.

(Портфель)

Вопросы:

- Как вы догадались, что эта загадка о портфеле?

- Какие слова вам помогли отгадать загадку?

- С чем сравнивается в загадке портфель?

- Как вы думаете, почему именно с домом?

- Как двумя словами назвать содержимое портфеля?

- Можно ли сказать, что школьные принадлежности - это жильцы дома под названием портфель?

- А какие школьные принадлежности находятся в вашем портфеле?

- Слово «портфель» - это словарное слово. Вспомните, какие слова мы называем словарными и почему. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом, с его написанием и значением.

2. Игра «Помоги собраться» (повторение написания словарных слов группы «Школьные принадлежности»).

- Сережа собирается в школу. Помогите ему собрать портфель.

Учащиеся называют предметы, которые необходимо положить в портфель, аргументируя свой выбор. Для выполнения данного задания полезной будет организация предметно-практической деятельности, когда на столе разложены различные предметы, из которых необходимо отобрать и положить в портфель нужные для учебы вещи. Слова подводятся под обобщающее понятие «школьные принадлежности». Школьники выбирают и записывают в тетрадь только ранее изученные словарные слова, например, тетрадь, пенал, учебник, карандаш, дневник.

- Проверьте, все ли необходимое для учебы лежит в портфеле Серёжи. Нет ли там лишних вещей? Может быть, нужно положить еще что-то?

- Проверьте, все ли словарные слова вы написали правильно.

Проверка правильности написания словарных слов может быть организована разными способами: самопроверка с помощью словарика, взаимопроверка, проверка с помощью сигнальных карточек.

3. Знакомство с этимологией слова и правильностью его написания.

- Объясните, что такое портфель и для чего он нужен?

- В русском языке очень много заимствованных из других языков слов. Как вы думаете, что значит выражение «заимствованное слово»?

- Слово «портфель» мы позаимствовали из французского языка.

«Порт-» от французского слова «портэ» - «носить», а «-фель», от французского слова «фёй» - «лист». Так и получилось слово «портфель», дословно -«носить листы».

- Похож ли дословный перевод этого слова на то объяснение слова «портфель», которое вы дали?

- Произнесем это слово с ударением. На какую гласную падает ударение? В каком слоге она находится? Слово «портфель» никогда не произносите как «по́ртфель»: это грубая ошибка.

На доску прикрепляется табличка с изучаемым словом, оно написано крупными буквами, поставлено ударение, безударная непроверяемая гласная выделена красным шрифтом Слово прочитывается, внимание учеников обращается на правильность написания слова и постановки ударения.

4. Игра «Какое слово задумано?» (работа над звуко-буквенным анализом слова).

- Я задумала слово и записала его в виде схемы. Из данных слов выберите то, которое я задумала.

Педагог предлагает выбрать слово, подходящее к схеме, и доказать правильность выбора. Данная работа может быть организована в парах. Учащиеся получают карточку, обсуждают и выбирают нужное слово, доказывают правильность своего выбора.

Рис. 2. Выбор слова по схеме (карточки для учеников)


После выбора задуманного педагогом слова учащиеся выполняют звуко-буквенный анализ слова (запись количества букв и звуков в слове, гласных и согласных, слогов и т.п.).

5. Игра «Я начну, а ты закончи» (определение падежа имени существительного, работа с понятием «текст»).

Работа со словарными словами в старших классах неразрывно связана с грамматической темой урока. Помимо грамматической темы на уроке должна присутствовать и речевая тема, которая предполагает работу с различными видами текста, его признаками, композиционно-структурным единством [3].

- Дополните мое предложение словом «портфель», поставив его в нужный падеж.

К началу учебного года мне купили красивый … .

В прошлом учебном году у меня порвался … .

Я очень рад новому … .

Теперь у меня нет … .

Все лето я мечтал о новом … .

В сентябре я пойду в школу с новым … .

Сначала задание выполняется устно, затем письменно. Предложения записаны на доске, ученики дополняют все предложения, вписывая в них слово «портфель» в нужном падеже, выделяя окончание и определяя падеж слов.

- Прочитайте записанные предложения. Можно ли их назвать текстом? Почему?

- Что нужно сделать с этими предложениями, чтобы получился текст?

- Расставьте (пронумеруйте) предложения так, чтобы получился текст.

- Озаглавьте получившийся текст (или выберите наиболее подходящий заголовок из данных). Запишите получившийся текст в тетрадь.

6. Игра «Найди пару» (согласование имени существительного с именем прилагательным, составление словосочетаний и предложений, определение рода).

Слова на карточках ведущего: портфель, ученик, школьница.

Слова на карточках игроков: старательный, школьный, кожаный, трудолюбивая, сообразительный, синий, ответственный, нарядная, веселый, красивая, тяжелый.

Ведущий поднимает карточку с написанным на ней словом. Если на карточке учащегося написано слово, которое подходит к слову ведущего, то он поднимает свою карточку и называет словосочетание, которое можно составить из данных слов. Карточки с составленным словосочетанием прикрепляются к доске. Учащиеся объясняют значение выражений: «ответственный ученик», «трудолюбивая школьница».

- А какой(-ая) ты ученик (ученица)?

- Можно ли твоего друга (подругу) назвать ответственным учеником (трудолюбивой и ответственной ученицей)?

В зависимости от класса и темы урока обучающиеся могут записать в тетради несколько словосочетаний, составить и записать предложение, выделить окончания, определить род существительного и прилагательного.

7. Подбор синонимов к изучаемому слову, составление словосочетаний и предложений.

- Рассмотрите иллюстрации. Что на них изображено? (портфель, ранец, рюкзак)

- Что общего между этими предметами? Чем они отличаются? Можно ли сказать, что эти предметы предназначены для одной цели? Обоснуйте свой ответ.

- Какое из этих слов больше подходит к вашей сумке для школьных принадлежностей? Почему вы так считаете?

- Составьте и запишите словосочетание с этим словом.

- Придумайте и запишите предложение с тем словосочетанием, которое вы составили.

8. Составление словосочетаний с изучаемым словом.

Учащиеся рассматривают иллюстрации с изображением портфелей разных моделей, цветов, изготовленных из разных материалов. Составляют словосочетания, описывающие портфель: коричневый портфель, детский портфель, кожаный портфель и т.п. Составление словосочетаний может быть организовано по вопросам, по схеме, по плану. Например, нужно составить словосочетания в соответствии с пунктами:

– размер;

– цвет;

– материал;

– кому принадлежит.

Таким же образом проходит работа по составлению словосочетаний о своем портфеле или портфеле товарища. Аналогично могут составляться предложения, описывающие предмет. Данное задание является подготовительным к составлению текста-описания.

9. Составление предложений с изучаемым словом.

Учащиеся читают запись на доске:

Портфель - невесомый, тяжёлый, легкий, неподъёмный, нетяжёлый.

- На какую характеристику портфеля указывают все эти слова?

- Каким из данных слов вы обозначите вес самого легкого портфеля, самого тяжелого портфеля?

- Как вы понимаете слова невесомый, неподъемный?

- А с каким по весу портфелем ты ходишь в школу?

- Выбери из данных слов, то которое подходит к твоему портфелю.

- Возьми в одну руку свой портфель, а в другую - портфель своего соседа по парте. Какай портфель легче? Какой тяжелее?

- Давайте взвесим ваши портфели. Для этого мы будем использовать ручные весы. Такие весы называются безмен.

Составление и запись предложений типа:

Мой портфель очень тяжелый. У Саши легкий портфель.

Мой портфель весит два килограмма. Сашин портфель весит один килограмм.

Мой портфель тяжелее Сашиного. Сашин портфель легче моего.

Данное задание может быть предложено обучающимся начальных и старших классов. Ученики старших классов выполняют это задание в рамках изучения тем «Имя числительное» или «Изменение имен существительных по падежам».

10. Составление диалога с включением в него изучаемого слова.

- Задай вопрос своему соседу по парте: «Что лежит в твоем портфеле?»

- Не забудь обратиться к нему по имени. («Миша, что лежит в твоем портфеле?»)

- Ответьте на вопрос своего соседа по парте: «В моем портфеле лежат…».

- Перечислите те предметы, которые лежат в вашем портфеле.

- А теперь поменяйтесь ролями. Тот, кто отвечал на вопрос, должен задавать вопрос: «Коля, а что лежит в твоем портфеле?» А тот, кто задавал вопрос, теперь отвечает: «В моем портфеле лежат тетради и учебники (или школьные принадлежности)».

- Запишите в тетради реплики вашего диалога с товарищем (вопрос и ответ).

Задание можно упростить, попросив записать только свои ответы/вопросы.

11. Составление текста-описания с изучаемым словом.

- Опиши свой портфель, опираясь на вопросный план.

1. Какого цвета твой портфель?

2. Из какого материала он сделан?

3. Чем украшен твой портфель?

4. Сколько отделений в твоем портфеле?

5. Что лежит в твоем портфеле?

- Какого типа этот текст. В каких жизненных ситуациях нам может пригодиться текст-описание?

- Могли бы мы использовать такой текст, если бы нам пришлось давать объявление о потере (или находке) портфеля?

- Что нам нужно будет добавить к этому тексту?

- Попробуем составить объявление о потере (находке) портфеля.

12. Работа с текстом-повествованием, включающим в себя изучаемое слово.

- Прочитайте текст. Определите его тему. Придумайте такой заголовок, который бы отражал тему этого текста.

Свой школьный портфель я собираю вечером. Сначала я смотрю расписание уроков. Потом кладу в портфель нужные учебники. Затем тетради. Проверяю свой пенал. В нем должны быть ручки, карандаши, ластик и линейка. Затем я кладу в портфель дневник.

- Расскажи, как ты собираешь свой портфель. Сравни, как собирает свой портфель этот ученик и как собираешь свой портфель ты.

- Почему портфель лучше собирать вечером?

- Почему сначала нужно посмотреть расписание уроков?

- Что бы ты изменил или добавил в этом тексте, если бы писал его о том, как ты собираешь свой портфель в школу?

- Запиши текст, внеся в него свои изменения.

- Выпиши из этого текста словарные слова по теме «Школьные принадлежности». Проверь их написание по словарику.

Представленные варианты коммуникативных упражнений могут быть использованы как в начальных, так и в старших классах. Материал адаптируется в зависимости от того, на каком этапе обучения планируется его использование (практические грамматические упражнения в младших классах или грамматика в старших классах). Изучаемое словарное слово включается во все задания и упражнения, используемые на уроке. Работа проводится не только над запоминанием написания слова, но и над его лексическим значением, а также использованием этого слова в свободной речи. И в начальной, и в старшей школе основой представленных образцов заданий является необходимость использования различных вариантов заданий с обязательной коммуникативной составляющей. При такой подаче материала по русскому языку педагогу удастся избежать излишней теоретизированности урока, формального восприятия грамматического материала в отрыве от использования языковых единиц в речи. Словарная работа на уроках русского языка не будет сводиться только к решению орфографических задач и обогащению и активизации словаря школьников. Слово усваивается во взаимодействии с другими единицами речи в процессе его использования в различных речевых ситуациях. Именно такой подход сделает урок живым и интересным.

Литература

1. Аксенова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 2011. 335 с.

2. Комарова С.В. Уроки развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся младших классов школы VIII вида // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. № 3. С. 35-42.

3. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием: Методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов вузов. Спб.: КАРО, 2006. 96 с.