См. раздел Публикации и презентации


Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития", № 7, 2019 год

Шишкова Маргарита Игоревна

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

Изучение произведений устного народного творчества школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Статья опубликована в № 7 журнала "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" за 2019 год

Аннотация: В статье рассматриваются возможности изучения различных жанров устного народного творчества школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения. Показаны приемы работы, способствующие развитию коммуникативной функции речи обучающихся, даны методические рекомендации.


В ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями предусмотрено существенное изменение концепции обучения и ее концентрация на вопросах речевого развития, в частности на развитии коммуникативной функции речи. Коммуникативная направленность является одним из ведущих принципов обучения школьников с интеллектуальными нарушениями [1]. Согласно этой концепции на уроках чтения происходит целенаправленная работа не только по формированию техники чтения, но и по развитию связной устной речи обучающихся, формированию коммуникативных умений и навыков. Работая над художественным произведением, педагог формирует у школьников умение выражать в устной форме свою мысль, понимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог по тематике изучаемого произведения, участвовать в обсуждении прочитанного текста. Для повышения речевой активности на уроках чтения учитель подбирает задания с ярко выраженной коммуникативной направленностью, использует различные типы учебного сотрудничества со школьниками («учитель–ученик» и «ученик–ученик») [2].

Уроки чтения и внеклассные мероприятия, связанные с изучением устного народного творчества, позволяют в полной мере реализовывать коммуникативно-речевой подход в процессе обучения школьников. Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров, открывает перед педагогом широкие возможности для развития эмоционально-волевой сферы учащихся, воспитания эстетических качеств, умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Обращение к народным традициям и фольклору способствует формированию и развитию личности школьника, ее творческой активности, повышает интерес к урокам чтения. Знакомство с фольклором может проходить не только в форме традиционных уроков, но и в нестандартной форме (урок-диалог, урок-игра, урок-викторина, видеоурок, урок-путешествие, интегрированный урок), с использованием таких методов обучения, как проблемный, частично-поисковый, исследовательский или проектный [3]. Работа над произведениями устного народного творчества проходит не только на уроках, но и во внеурочное время. Это проведение народных праздников, недели детской книги, урока внеклассного чтения, тематического классного часа, встречи с библиотекарем, прогулки, экскурсии, посещения музея или выставки и т.п. В образовательных учреждениях успешно функционируют студии дополнительного образования. На занятиях учащиеся лепят, рисуют, выполняют творческие работы в различных техниках. Организация разнообразных видов деятельности, а также интеграция различных направлений и специалистов дает больше возможностей для изучения школьниками народного творчества. Отход от традиционных форм изучения литературного материала позволяет педагогу в большей степени раскрыть особенности жанра, показать его связь с разными дисциплинами, погрузить ученика в сюжет произведения, сделав его участником событий или соавтором.

Начиная с первого класса на уроках чтения школьников знакомят с различными жанрами устного народного творчества. В учебниках присутствуют практически все виды народного фольклора: сказки, пословицы, поговорки, колыбельные, загадки, былины, песни, считалки, заклички, приговорки, потешки. По мере того как школьники становятся старше, учебное время, отводимое на знакомство с произведениями устного народного творчества, сокращается, уступая место изучению произведений различных авторов. Большая часть изучаемых произведений фольклора — это народные сказки, пословицы, загадки, былины. В меньшей степени представлены народные песни (обрядовые, трудовые, исторические). Народные мифы и легенды школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не изучаются. В связи с этим нам бы хотелось показать некоторые особенности и возможности работы именно с теми жанрами устного народного творчества, которые не изучаются в школе, либо на изучение которых отводится совсем небольшое количество часов.

Колыбельные песни относятся к семейным обрядовым песням. Этот вид народного творчества принято считать произведениями для детей дошкольного возраста. Колыбельные песни имеют небольшой объем и доступное содержание. Они представляют не только художественную, но и социальную значимость для будущего развития ребенка, который вырастет и сам станет родителем. Если для учащихся младших классов важно заучивание, рассказывание, драматизация этого вида фольклора, то для учащихся старших классов интересна история создания произведения. Для старшеклассника интересна так называемая «историческая справка», в которой рассказывается о корнях этого жанра, о том, что колыбельная — не просто песня, это заговор, заклинание и оберег матери на здоровье и богатство для своего ребенка. Именно поэтому там встречаются такие персонажи, как серенький волчок, голуби, котик-коток, Дрёма, Угомон, Бука. У каждого из них своя роль и свои обязанности, и это целая история. Представляет интерес наблюдение за языковыми особенностями текстов, этимология слов, возможность практического использования произведения в современных жизненных ситуациях. Тексты колыбельных песен целесообразно подкреплять музыкальным исполнением и художественными иллюстрациями. Анализируя репродукции картин таких художников, как Н.Г. Богданов «Женщина с люлькой», К.В. Лемох «У люльки» или А.А. Шишкин «Колыбельная», учитель предлагает рассмотреть и описать детали убранства избы, саму люльку, образ женщины-матери.

При работе над колыбельной песней на уроках чтения учащимся могут быть предложены следующие варианты заданий.

– Найдите слова, которые делают колыбельную песню более нежной, певучей, ласковой. «Ой, люли-люлюшеньки, баиньки-баюшеньки…»; «Бай, бай, бай, поскорее засыпай…»; «Баиньки, баиньки, спи, покуда маленький…»; «Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи…»; «Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки…».

– Прочитайте колыбельную, найдите в ней слова с уменьшительно-ласкательным значением.

– Какая разница между словами: белый – беленький, колыбель – колыбелька, дитя – деточка. Попробуйте прочитать текст колыбельной песни, не употребляя слова в уменьшительно-ласкательном значении. Сравним варианты текстов.

– Почему в колыбельных песнях используются уменьшительно-ласкательные слова?

– Как вы думаете, почему колыбельная песня вызывает у ребенка чувство защищенности? Докажите это словами из текстов колыбельных песен. Какие еще чувства может вызвать у ребенка колыбельная песня? «Баю-баюшки-бай-бай! Поди, Бука, под сарай, мого Ваню не пугай…»; «Сладко спи, ребенок мой, глазки поскорей закрой. Баю-баю, птенчик, спать! Будет мать тебя качать...»; «Уж я дитятко люблю да нову зыбочку куплю, уж я дитятко потешу – нову зыбочку повешу…».

– С помощью чего в колыбельной песне показывается значимость ребенка для его матери? Приведите примеры из текстов колыбельных. «…У котика, у кота колыбель хороша, у моего Сашеньки лучше его…», «…сладко спи по ночам, да расти по часам…», «…спи-ка, Маша-солнышко, спика, житно зернышко…».

– Можем ли мы из колыбельных песен узнать о крестьянском быте, каких-то важных событиях в жизни людей? Прочитайте строки, которые рассказывают нам об этом. «…Подрастешь, на работу пойдешь, станешь лес рубить, рыбку в озере ловить, дрова возить матушке, избу чинить батюшке…», «…вырастешь большой, недосуг будет спать, надо работу работать, поле боронить, огород городить, в лес по ягоды ходить, по коровушку ходить…».

– Найдите в колыбельной песне устаревшие слова и выражения. Замените их современными. Зыбка – колыбель – люлька – детская кроватка для младенца. Колыбать – колыхать – качать. Баю-бай – баять – убаюкивать – говорить – уговаривать – рассказывать.

– Колыбельные песни должны были усыплять ребенка и оберегать его от злых духов и несчастий. Выберите из представленных фрагментов колыбельных песен те, слова которых только усыпляют малыша, и те, слова которых выполняют роль оберега. Объясните свой выбор. «Ходит Сон по сенечкам, Дрёма под окошечком...»; «...сладко спи по ночам, да расти по часам…»; «…будет детка сладко спать, люльку будет кот качать…»; «Бай-бай, бай-бай! Спи-ко, Олюшка, в зыбке новой на периночке пуховой…».

– Прочитайте текст колыбельной, обратите внимание на то, какие части речи используются в тексте. Да, действительно, колыбельные строятся на именах существительных и глаголах. Это связано с тем, что в песнях используется лишь то, что ребенок может реально воспринять: предмет и его движение (предметное действие). Убедимся в этом, прочитав текст нескольких колыбельных и выписав в два столбика существительные и глаголы.

К народным песням относятся и трудовые песни. В отличие от обрядовых песен они не имели магического значения, а являлись способом организации работы коллектива. Трудовая песня обязательно имела определенный ритм, который создавался простой мелодией и словами. И мелодия, и текст песни служили сигналом для объединения усилий, началу или завершению работы. Изучение народных трудовых песен позволяет школьникам познакомиться не только со спецификой языка народной песни, но и с особенностями определенного исторического периода, быта людей, трудностями профессии. Например, фрагмент урока (или внеклассного мероприятия), темой которого является знакомство с трудовыми народными песнями, может выглядеть следующим образом.

– Как вы думаете, кто сочинял трудовые песни? Конечно, это люди различных профессий, трудовые люди. Одними из таких людей являются бурлаки. Может быть, кто-то из вас слышал такое слово, знает его значение, знает, чем занимались эти люди?

– Посмотрите в словаре, что обозначают слова «бурлак» и «артель». Да, действительно, бурлаками называли наемных рабочих, которые, собравшись в артель, сейчас мы бы сказали в бригаду, с помощью специальных ремней — бечевы, идя поберегу, тянули речные суда. Ритм песни помогал бурлакам соблюдать координацию движений и не падать духом, выполняя очень тяжелую и монотонную работу. Песня, как правило, начиналась с запева, эти же слова бурлаки повторяли по нескольку раз, когда нужно было поднатужиться, сделать рывок или ускорить работу. «… Ой, люли! Ой, люли! Барка стала на мели. Вот подернем! Подернем! Подернем! Вот пошла! Пошла! Сама пошла, сама пошла!…»

– Рассмотрим две самые известные картины русских художников, на которых изображены бурлаки. Это картины И. Репина «Бурлаки на Волге» и В. Верещагина «Бурлаки» (художественные изображения анализируются).

– А теперь послушаем бурлацкую песню в обработке Сергея Рахманинова.

После прослушивания песни учитель раздает школьникам текст этой песни для дальнейшего чтения и анализа.

– Прочитаем несколько фрагментов из бурлацких песен. Попробуем воспроизвести ритм этих песен и пропеть их, сопровождая действиями, имитирующими вытягивание тяжелого судна.

Несколько учащихся приглашаются к доске для демонстрации действий бурлаков. Школьники, сидящие за партами, также участвуют в драматизации, повторяя слова бурлацкой песни. «…Эй, ребятки, собирайтесь! За веревочку хватайтесь!…»; «…мы потянемте дружнее, чтобы было веселее. Ну, ребята, не зевайте, веселее напирайте…».

Изучение устного народного творчества школьниками начинается с раздела «Мифы древних славян», именно в древнеславянской мифологии лежат корни всех произведений русского народного творчества. Со школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения, этот раздел не изучается, т.к. мифология справедливо считается сложным материалом для восприятия детьми, имеющими трудности в обучении. Безусловно, есть определенные трудности при чтении текстов древнеславянских мифов, но на сегодняшний момент существует достаточно большое количество книг с текстами мифов древних славян, адаптированных для чтения детьми не только школьного, но и дошкольного возраста. В зависимости от возраста и интеллектуальных возможностей учащихся педагог предлагает для чтения адаптированные варианты текстов или ограничивается собственным рассказом с демонстрацией иллюстративного материала. И конечно, надо понимать, что учитель не должен ставить перед учениками задачу заучивания всего пантеона древнеславянских богов и чтение мифов в оригинале. Педагог знакомит школьников с основными, наиболее значимыми для славян богами и их функциями. Работа должна носить характер ознакомительной, общеразвивающей беседы. Материал подается в непринужденной и занимательной манере с демонстрацией соответствующей наглядности. Основной целью таких уроков должно быть знакомство с историей и культурой древних славян, развитие интереса к собственным историческим корням, воспитание чувства гордости за культурное наследие, уважения к народным традициям. Правильно подобранный материал не является сложным для понимания школьников с интеллектуальными нарушениями, наоборот, рассказ учителя с иллюстративным подкреплением будет интересным, доступным и весьма познавательным. В ряде заданий достаточно успешно будут реализовываться межпредметные связи с уроками русского языка, истории, географии. Материал уроков может быть использован для проведения интегрированных уроков и при организации проектной деятельности. Для подтверждения вышесказанного приведем некоторые примеры заданий, которые можно использовать при изучении мифов и легенд древних славян:

Игра «Назови имя мифологического персонажа»

Задание может быть предложено в виде кроссворда. Количество вопросов и их содержание будут зависеть от имеющегося у школьников запаса знаний. При выполнении этого задания могут быть использованы репродукции картин художников-славянистов А. Клименко, А.А. Шишкина или А. Гусельникова, на которых изображены персонажи древнеславянской мифологии. Также школьники могут подготовить собственные рисунки, представив выбранный персонаж в виде загадки-описания:

Милый маленький человечек, который живет в каждом доме и охраняет его (Домовой).

Добрый старичок, приносящий детям сладкие сны (Дрёма).

Древнеславянская богиня, к которой обращаются матери, поющие колыбельные своим детям (Леля).

Самый главный бог славян, имя которого является однокоренным слову «природа» (Род).

Маленький беззубый старичок, способный на большие пакости в бане (Банник).

Грозная богиня, чучело которой сжигают во время праздника Масленицы (Морана).

Бог, отвечающий за домашнее хозяйство и животных (Велес).

Имя его дословно переводится с древнеславянского как «поросший лесом» (Леший).

Вредный старикашка, пугающий непослушных детей (Бабай).


Рис. 1. Птицы Сирин и Гамаюн, Леший, Кикимора Болотная, Баба Яга – работы учащихся мастерской «Батик», студия «Ботега» ГКОУ г. Москвы «Центр инклюзивного образования “Южный”»


Игра-соревнование «Подбери родственные слова»

– Попробуем подобрать родственные слова к именам некоторых древнеславянских богов. Объясните значение этих слов. Расскажите, как связаны обязанности бога с подобранными к его имени родственными словами.

Лада — лад, ладить, ладится, ладный, ладанка, ладошка, ладушки.

Род — родня, родственник, природа, плодородие, урожай, уродился, родился, уродливый.

Морена — мор, уморить, морочить,мрак, обморок.

Живана — оживать, жизнь, жить, живот, жилище, живой, животное.

Леля — лелеять, жалеть, люлька.

Составление рассказа с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал.

– Рассмотрите иллюстрации, назовите изображенных на них богов.

– Кто из богов вам больше всего запомнился и понравился. Расскажите о нем.

– О какой богине мы вспоминаем, говоря слово «ладно, ладить»? Расскажите обэтой богине. Какие еще слова родственны ее имени?

– О какой богине мы вспоминаем, укладывая малыша спать и напевая ему колыбельную песню? Почему именно она является покровительницей младенцев? Расскажите о ней.

– Имя какой богини связано со словом «мор», «уморить»? Почему? Какой древнеславянский праздник связан с именем этой богини?

– В народном фольклоре часто встречаются волшебные птицы. Они занимают особое и очень значимое место. Вспомните названия этих птиц, каково их назначение.

Сирин, Алконост, Гамаюн, Феникс – вещие птицы из славянских мифов, обладающие даром пророчества, способные приносить людям счастье или горе, беду или радость, удачу или разочарование.

Жар-птица, Царевна-лебедь, Финист Ясный Сокол – птицы, персонажи мифов и сказок. Эти птицы, как правило, являются целью поиска главного героя, они способны творить чудеса и превращаться в людей.

Ворон, утка, филин, сова – птицы-спутники Кащея Бессмерного и Бабы Яги в народном фольклоре, их верные помощники.

– Вспомните злых духов, которые встречаются в народном фольклоре и в большом количестве населяют леса и болота. Именно эти персонажи постоянно вредят и мешают главным героям, этими персонажами пугают непослушных детей. Составьте рассказ о наиболее коварном, на ваш взгляд, персонаже.

Баба Яга, Леший, Водяной, Русалка, Кикимора Болотная, Кащей Бессмерный.

Важно понимать, что, знакомясь с произведениями устного народного творчества, мы не просто читаем, заучиваем наизусть, разбираем с учащимися трудные для понимания слова, а анализируем эти произведения с точки зрения их связи с жизнью, историей, произведениями живописи, музыки, художественными текстами, бытовыми ситуациями. Такой подход позволяет сделать изучение произведений устного народного творчества интересными для школьников с умственной отсталостью, вносит в процесс обучения элементы поиска, исследования, коллективного обсуждения, способствует пониманию того, для чего мы читаем эти произведения.

Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/.

2. Шишкова М.И. Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения в старших классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Методическое пособие для учителей русского языка старших классов М.: Владос, 2010. 88 с.

3. Шишкова М.И. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы: Учеб. пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2016. 198 с.