См. раздел Публикации и презентации


Сборник "Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Выпуск 3, часть 3. Москва, 2018"

Шишкова Маргарита Игоревна

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

Проблемы использования различных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка

Статья опубликована в сборнике "Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Выпуск 3, часть 3. Москва, 2018"

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы и возможности использования различных видов и приёмов здоровьесберегающей деятельности при проведении уроков русского языка с детьми с ОВЗ. Приведены примеры использования здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка.


Здоровьесберегающая деятельность в школе - это очень широкое понятие и касается оно каждого субъекта образовательного процесса: медиков, воспитателей, педагогов, учащихся, родителей, администрации школы. Каждый участник образовательного процесса реализует свой набор видов здоровьесберегающей деятельности. Для одних здоровьесбережение – это организация качественного питания, для других – содержание школьного здания в чистоте, создание психологического комфорта в учреждении, для третьих - формирование знаний о здоровом образе жизни. В образовательных заведениях есть отдельные программы зоровьесбережения, для уроков и воспитательных мероприятий формулируются специальные задачи по здоровьесбережению. Но, к сожалению, статистика Минздрава утверждает, что за годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, болезнями желудочно-кишечного тракта возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5–2 раза. В специальной литературе стали нормой такие термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия». Страх перед учителем, перед уроком, состояние нервно-психического напряжения приводит к подавленному настроению, неврозу, негативизму по отношению к школе и процессу обучения. Все эти факты не могут положительно влиять на повышение уровня обучения и усвоения знаний учащимися [1].

Работая так, чтобы обучение не вредило школьникам, педагог может сохранить здоровье ребёнка, не говоря уже о том, что процесс усвоения знаний может стать более эффективным. Для этого необходим подбор адекватных форм и методов обучения, знание особенностей и возможностей каждого ребёнка, использование индивидуально-дифференцированного подхода, смена видов деятельности на уроке, создание ситуации успеха и психологического комфорта, соблюдение санитарно-гигиенических норм в рабочем кабинете и еще многое другое [2].

Особую значимость здоровьесбережение приобретает именно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; соматически ослабленными; детьми, имеющими неврологический статус. На уроках русского языка необходимо использование различных видов здоровьесберегающей деятельности и соблюдение ряда требований:

  1. Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей.
  2. Психологический настрой на урок: доброжелательность педагога, приветствие, правильная установка на работу и т.д.
  3. Рациональная организация урока: чередование видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия, использование различных видов динамических пауз и др.

Результаты наблюдений за учебным процессом и опросы учителей показали, что все педагоги отмечают важность соответствия мебели росту детей, необходимость мягкого и комфортного цвета стен в классах и коридорах, соблюдение светового и температурного режима в помещении, наличие пособий и иллюстраций с соответствующим шрифтом и изображениями и т.п. При этом педагоги указывали на невозможность выполнения всех этих пунктов в связи со слабой материально-технической базой учреждения либо по причинам, не зависящих ни от педагога, ни от администрации школы. Вопрос создания гигиенических условий в классе продолжает оставаться актуальным и решается довольно сложно, в большинстве случаев его решение напрямую зависит от действий администрации образовательного учреждения.

Посещение уроков и знакомство с документацией показали, что педагоги, составляя конспект урока и проводя его, не совсем осознают, что значит применение на уроке здоровьесберегающей деятельности, либо имеют несколько однобокое представление о создании условий для здоровьесбережения школьников. Например, на наш взгляд, не совсем корректна запись в конспекте урока: «Конспект урока русского языка с использованием (или применением) здоровьесберегающих технологий». Это значит, что на этом уроке они есть (технологии), а на других уроках русского языка их может и не быть. Либо к здоровьесбережению относят только предметно-тематические уроки типа: «Если хочешь быть здоров». На таком уроке педагог подробно рассказывает о том, как нужно беречь зрение и следить за осанкой, при этом ни на этом уроке, ни на других уроках учитель не проводит ни зрительную гимнастику, ни двигательных физминуток, а виды деятельности статичны и однообразны. Ряд педагогов считает, что проведя на уроке физминутку, они реализовали здоровьесбережение в полной мере. При этом на уроке все учащиеся выполняли одинаковые задания вне зависимости от их уровня и физических возможностей, а для фронтальной работы на доску была прикреплена иллюстрация небольшого размера, которая плохо рассматривалась уже со 2-ой парты. Или, анализируя урок, педагог уверенно говорит, что так как одна из воспитательных задач была «воспитывать в детях стремление вести здоровый образ жизни» это значит, что здоровьесбережение на уроке случилось. При этом тема урока никоим образом не касалась здорового образа жизни, на уроке педагог ни разу не обратил внимания школьников на их осанку, положение тетради и учебника на парте. Наблюдались случаи, когда весь урок был построен на вопросах учителя и ответах учеников. Никакой наглядности на уроке не было, ни один ученик не был вызван к доске. Уже к середине урока начались проблемы с поведением, и учителю стоило больших усилий довести урок до конца. Отметим, что в классе находились дети с СДВГ и ЗПР.

При использовании здоровьесберегающей деятельности педагоги, прежде всего, ориентировались на составленный заранее конспект урока, а не на реальное состояние учащихся на уроке, а именно его необходимо учитывать в первую очередь. Очень многое зависит от того, на каком этапе урока и какой из видов здоровьесберегающей деятельности использует педагог. Учитель может провести динамическую паузу, после которой школьники будут некоторое время пребывать в состоянии повышенного возбуждения и им потребуется еще одна пауза, чтобы прийти в себя. Можно привести примеры и неправильно подобранных и использованных наглядных и технических средств обучения. Это случаи, когда размер шрифта, иллюстрации, качество звука и т.п. не позволял учащимся полноценно использовать для работы предложенный материал, заставлял всматриваться, вставать с места и подходить ближе, переспрашивать, заимствовать материал у товарища. Это раздражало и ученика и учителя, снижало результативность процесса обучения.

Отметим и тот факт, что большинство используемых физминуток были тематически оторваны от материала урока при имеющейся возможности подбора материала, соответствующего тематике урока. Педагоги, работающие с детьми с интеллектуальными нарушениями, используя виды здоровьесберегающих технологий на уроке, не всегда применяли их в соответствии с возрастом школьников. Наблюдались случаи, когда учитель предлагал учащимся 7-го класса с легкой умственной отсталостью физминутку для учеников младших классов «Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся …», что практически привело к срыву урока. Это касалось и многократного использования однообразных физминуток в младших классах, когда на протяжении нескольких лет на всех уроках использовалась физминутка «Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок….» и «Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо…». Это также вызывало у школьников негативную реакцию, нежелание выполнять упражнение, утомляло и раздражало их.

Педагоги, работающие в условиях инклюзивного образования, использовали здоровьесберегающую деятельность на уроках русского языка только в начале первого года обучения. Учителя ссылались на нехватку времени на уроке из-за наличия большого количества учебного материала. Для активизации деятельности учащихся практически все педагоги использовали только наглядные методы обучения, игнорируя игровую деятельность и здоровьесберегающую. Особо следует отметить, что учителя весьма настороженно относятся к организации ситуации естественного общения, работе в парах и группах, ситуации свободного передвижения школьников по классу. Невозможность организовывать такие формы работы они аргументировали отсутствием времени, боязнью потерять контроль над дисциплиной, сложным составом учащихся в классе. На наш взгляд, это не способствует ни двигательному, ни речевому развитию школьников. Снижает образовательные возможности урока, не позволяет школьникам чувствовать себя комфортно и свободно на уроке. В то же время педагоги не отрицали, а наоборот подчеркивали то обстоятельство, что на уроках русского языка наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, что не следует требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. В связи с этим использование следующих форм организации деятельности учащихся на уроках, на наш взгляд, является просто необходимостью:

Наблюдения за работой учителей, беседы с ними показали, что педагоги не располагают достаточным количеством информации о различных видах здоровьесбережения и возможностях их использования на уроках русского языка. При этом на уроке русского языка могут быть использованы следующие приёмы здоровьесбережения:

Анализируя результаты наблюдений и опросов педагогов, мы можем говорить о том, что для правильной организации урока русского языка с использованием различных видов здоровьесберегающей деятельности педагогам необходимо:

Использование различных видов здоровьесберегающей деятельности на уроках русского языка должно являться необходимой составляющей общего процесса здоровьесбережения в школе. Применение здоровьесбережения на уроках русского языка помогает учителям сохранить психическое и физическое здоровье школьников. Использование здоровьесбережения на уроках русского языка создает условия для более успешного обучения ребёнка, рационально организует учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями школьников, позволяет менять деятельность учащихся, предупреждает и снимает утомляемость и негативизм, улучшает графомоторные навыки, восприятие материала и его понимание, повышает уровень речевого развития. Грамотная работа педагога, организация всех оздоровительных и профилактических мероприятий на уроке должна проводиться параллельно с обучением, во главе которого на первое место ставится задача сохранения здоровья учащихся. Здоровьесбережение – это естественная и неотъемлемая часть повседневности образовательной деятельности как образовательного учреждения в целом, так и каждого педагога в частности.


Список использованных источников.

  1. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа / М. М. Безруких. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2004, 240 с.
  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы / В. И. Ковалько. - М. : «ВАКО», 2004, 296 с.