См. раздел Публикации и презентации


Сборник "Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып.4."

Шишкова Маргарита Игоревна

Адаптивные возможности специальных методик (на примере уроков литературного чтения)

Статья опубликована в сборнике "Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций", № 4, 2016 год

Все дети, которые учатся в школе - разные. Разные от природы по своим конституционным и психофизиологическим особенностям, разные по состоянию здоровья и развитию. Среди учащихся обычного класса массовой школы могут оказаться, как минимум, четыре категории школьников с разным уровнем достижения результатов образовательной программы. Структура и содержание образования разных категорий учащихся имеют свои особенности, характер усвоения учебного материала учащимися также отличается. Этот факт всегда вызывал у педагогов сложности в организации педагогического процесса. Если педагог ориентируется на успешного ученика, то страдают слабоуспевающие школьники, они начинают испытывать сложности в усвоении программного материала; если педагог ориентируется на отстающих и упрощает материал, то знания недополучают хорошо успевающие школьники. Эта проблема стала еще острее с приходом в массовую школу учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для таких детей непосильными. Отсутствие у этой категории школьников минимального запаса знаний по учебным дисциплинам, несформированность основных операций мышления, эмоциональная незрелость не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Традиционная программа для общеобразовательных учреждений должна быть пересмотрена таким образом, чтобы обучение осуществлялось на доступном уровне для разных категорий школьников. Существует необходимость создания и использования программ, методик и дидактических материалов для работы с различными по уровню подготовки и способностями к усвоению программного материала учащимися. Это позволит учитывать индивидуальность каждого школьника и при необходимости многократно повторять изученный материал. В 80-е годы предпринимались попытки интегрирования детей с задержками психического развития в массовую школу, для этого организовывались коррекционные классы. Были попытки организации в ряде образовательных учреждений классов компенсирующего обучения для ослабленных и часто болеющих детей. Идея создания таких классов была хорошая, но не реализовалась по ряду причин:

В последние годы предпринимаются серьезные попытки интеграции, инклюзии в массовую школу детей с разными образовательными потребностями, но пока мы не можем назвать их успешными и похоже, что причины неудач те же, что и были в 80-е годы. Сложившаяся на сегодняшний день система школьного образования требует внесения корректив в общепедагогическую и профессиональную деятельность учителей. Неотъемлемой частью работы педагога должны стать:

За долгие годы в отечественной коррекционной педагогике накоплен огромный опыт обучения детей с особенностями развития. Педагоги, работающие с такими учащимися, целенаправленно корригируют и компенсируют те проблемы, которые свойственны разным категориям школьников. Ситуация, когда в классе присутствуют учащиеся с разными образовательными возможностями, требует от педагога быть в своем роде универсалом, владеть разными методиками обучения. Трудно представить себе олигофренопедагога или сурдопедагога, не имеющего представления о таком направлении в специальной педагогике, как логопедия и не владеющего методиками развития речи. На сегодняшний день знания из разных областей специальной педагогики как никогда важны для дефектологов, т.к. в одной школе, в одном классе помимо детей с одним нарушением могут обучаться дети со множественными нарушениями.

В специальном образовании уже давно успешно реализуются коммуникативный, личностно-ориентированный и практико-ориентированный подход к процессу обучения. Обучение разных по своим способностям школьников невозможно без использования индивидуально-дифференцированного подхода. Индивидуально-дифференцированный подход даёт педагогу возможность определить индивидуальный темп и методы обучения, адаптировать систему образования к исходному уровню знаний каждого ученика, особенностям его развития. Личностно-ориентированный подход ставит в центр образовательной системы ученика, развитие его индивидуальных способностей, пусть даже на первый взгляд они кажутся очень скромными и незначительными. Практико-ориентированный подход делает акцент на приобретении опыта практической деятельности учащимися. Коммуникативная направленность обучения предполагает активное использование языка в целях общения. Главным в обучении является не столько сообщение знаний о различных аспектах языка, сколько формирование навыков практического использования различных языковых категорий в речи, использование речи как средства общения.

Традиционная система образования, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности, продолжает оставаться единообразной и невариативной. Планирование содержания обучения - централизовано, учебные планы основываются на единых для всех стандартах. В классе, где находятся дети с разными стартовыми возможностями, затруднительно работать по одному учебному плану и по одной единственной программе. В таком классе учащиеся не могут обучаться по одним и тем же пособиям и учебным материалам, отвечать на одинаковые для всех вопросы. Требования к усвоению учебного материала и оценка знаний учащихся не может быть одинаковой. В таких условиях мастерство учителя будет заключаться, в том числе, и в его способности организовать на уроке сотрудничество разных категорий учащихся, создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Это позволит значительно увеличить на уроке время речевой практики каждого ученика, даст возможность поучаствовать каждому в процессе выполнения различных заданий, позволит каждому ученику раскрыться. Обучение на основе общения и сотрудничества раскрывает возможности для более успешного усвоения учебного материала, позволяет достичь более высокого уровня активности в процессе обучения, повышает мотивацию учения в целом.

Покажем, как могут выглядеть некоторые варианты заданий для урока литературного чтения, на котором используется практико-ориентированная методика [1]. Данная модель может быть использована в совершенно разных условиях:

Следует отметить, что те варианты заданий, методических приёмов, которые использует педагог в процессе обучения школьников с интеллектуальными нарушениями, условно, в 8-ом классе, можно применить в 6-ом классе с детьми с ЗПР, в 3-ем классе с детьми с нормальным интеллектом. Важно то, что методика может быть адаптирована под разные категории учащихся с учётом их возраста и уровня развития.

На уроке литературного чтения педагог может условно поделить класс на три группы в зависимости от уровня сформированности коммуникативных умений, уровня интеллектуального развития и владения техникой чтения. При необходимости педагог может разделить школьников на большее количество групп, выделить учащихся, которые будут работать по индивидуальному маршруту.

Знакомство с биографической справкой о жизни и творчестве писателя

Учащихся 1-ой группы готовят дома краткий доклад о жизни и творчестве писателя. Доклад готовится в паре с одноклассником и может сопровождаться презентацией. Учащиеся 2-ой группы читают биографическую справку в учебнике, прослушивают доклады одноклассников. Совместно школьники отвечают на вопросы учителя по тексту. Самостоятельно составляют вопросы по прочитанному и прослушанному материалу и задают их друг другу, организуя учебный диалог по типу «ученик-ученик». Школьники 3-ей группы прослушивают тексты докладов и чтение одноклассниками текста биографии писателя. Выборочно читают отрывки из текста биографии по заданию учителя, отвечают на вопросы одноклассников с опорой на текст биографии и материалы презентаций.

Речевая разминка

Учащиеся, испытывающие трудности с техникой чтения (3-я группа) работают с карточками, на которых написаны слова со сложной слоговой структурой из текста рассказа. Работа контролируется педагогом. Учащиеся, достаточно хорошо владеющие техникой чтения (1-ая и 2-ая группа), работают над произнесением скороговорок. После подготовки учащиеся прочитывают скороговорки вслух всему классу. На речевой разминке может быть организована работа в парах. Школьникам, в зависимости от их уровня, предлагается небольшой текст. Текст прочитывается про себя, к нему составляется два-три вопроса. Далее один ученик читает текст классу, а второй задает одноклассникам составленные совместно вопросы. Одноклассники оценивают технику чтения друг друга, составленные вопросы, ответы, данные на эти вопросы.

Чтение текста учащимися

Школьники из 1-ой и 2-ой группы читают текст рассказа вслух. Ученики 3-ей группы прочитывают за ними последние два предложения (используется прием чтения по подобию). Вопросы по тексту формулируются учителем и задаются учащимся разных групп в зависимости от уровня сложности вопроса. Параллельно организуется самостоятельный поиск незнакомых и трудных для понимания слов и объяснение значения этих слов учащимися из 1-ой и 2-ой группы.

При работе над выборочным чтением учащиеся 1-ой группы находят нужный отрывок самостоятельно, опираясь на установку педагога. Учащиеся 2 ой группы выполняют эту работу с помощью опорных слов, иллюстрации, указания главы. Для учащихся 3-ей группы педагог называет страницу, абзац где нужно искать правильный ответ.

Пересказ текста

Работа над пересказом предоставляет педагогу широкие возможности для вовлечения всех учащихся в работу. Вариативность заданий будет зависеть от того вида пересказа, который предлагает педагог разным группам школьников. Учащиеся 1-ой группы могут самостоятельно (работая в парах) составить, например, цитатный план или символический план, их пересказ может включать в себя элементы творческого рассказывания. Учащиеся 2-ой группы будут пересказывать текст, используя опорные слова или иллюстративный план. Школьникам 3-ей группы будет предложен вопросный план, который составят для них учащиеся из 1-ой и 2-ой группы. В пересказе по цепочке могут принять участие все школьники, одни перескажут фрагмент текста, а другие два предложения из этого фрагмента.

Описание внешнего вида героя произведения

Учащиеся 1-ой группы описывают внешность главного героя своими словами близко к тексту. Учащиеся 2-ой группы находят в тексте отрывок с описанием внешности героя и зачитывают его вслух, после чего, с опорой на вопросы учителя рассказы-описания сравниваются с текстом произведения. В обсуждении принимают участие школьники из 3-ей группы, они отвечают на вопросы учителя и выборочно зачитывают несколько предложений из отрывка текста.

Использование элементов драматизации на уроке

Для выполнения задания учащиеся распределяются по парам с учетом индивидуальных возможностей. Из реплик, представленных на отдельных полосках, школьники восстанавливают деформированный диалог. Полученный текст сверяется с оригиналом. Учащиеся 2-ой группы читают составленный диалог по ролям, стараясь передать интонацию и настроение героев. Учащиеся 3-ей группы, с опорой на вопросы учителя повторяют устно некоторые реплики диалога, зачитывают отдельные реплики. Учащиеся 1-ой группы инсценируют составленный фрагмент диалога.


Выстраивая свою работу таким образом, педагог может учитывать особенности и возможности каждого ученика.

Для педагогов массовой школы становится необходимым учиться работать с детьми с разными возможностями к обучению, используя опыт специального образования и всё многообразие существующих специальных методик. Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями. Очевидно, что специальная педагогика вышла за узкие рамки специальных образовательных учреждений. Опыт показывает, что специальные методики и приёмы успешно адаптируется и преломляется к образованию в массовой школе, также как коррекционная школа адаптирует под своих учеников ряд методик и методических приемов массовой школы. Единое образовательное пространство для детей с разными потребностями и возможностями диктует пересмотр подходов к обучению. Сложившаяся система образования требует от учителя получения новых знаний, совершенствования общих методик обучения, изучения и применения на практике специальных методик обучения. Именно сочетание различных методик обучения сможет дать положительные результаты в обучении и развить возможности каждого учащегося.


Список использованных источников.

  1. Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида / М.И. Шишкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 88 с.