См. раздел Публикации и презентации
Шишкова Маргарита Игоревна Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова Использование проектной деятельности при работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностьюСтатья опубликована в сборнике "Теоретическое обеспечение и практическая реализация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Материалы региональной научно-практической конференции 8 декабря 2014 г." | ||
Одним из направлений в обучении школьников является использование метода проектов. С одной стороны, этот метод считается новым, с другой стороны – это хорошо забытое старое. В мировой и отечественной педагогике этот метод не является принципиально новым. Зародившись в начале XX века в США из идей свободного воспитания, примерно в этот же период метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Основная идея заключалась в том, чтобы организовать обучение, опираясь на активную и осознанную деятельность ученика, базируясь на его личном интересе к чему-то конкретному. В процессе работы над проектом школьники должны научиться максимально самостоятельно решать проблему, применять на практике полученные знания, при этом уметь размышлять, искать, доказывать, аргументировать и рассуждать.
Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без опоры на его личный опыт. Обучение наукам, решение жизненных проблем и получение знаний должно проходить через практическую деятельность, через рукоделие, занятия кулинарией, трудом, рисованием, конструированием и т.п. Эти идеи очень близки специальной педагогике и специальным методикам обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических действий. Система – это не разовая акция, она предполагает постоянную осознанную, целенаправленную деятельность с соответствующим методическим и дидактическим набором. Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться основной формой обучения. Проектное обучение следует использовать лишь в качестве дополнения к другим формам обучения.
По количеству участников выделяют личностные, парные и групповые проекты. Для школьников с интеллектуальной недостаточностью предпочтение отдаётся групповым проектам. Это позволяет задействовать в работе всех учеников, организовать их деятельность с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. При групповой организации работы формируются навыки сотрудничества, развиваются коммуникативные навыки, взаимопомощь. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы и пары.
Работа над проектом предполагает, что учащиеся должны уметь чётко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели. Также проект предполагает активное использование исследовательских и поисковых методов. Школьники с интеллектуальной недостаточностью не могут максимально самостоятельно выполнить подобного рода работу. Практически всё, что касается организации проектной деятельности, контролируется педагогам. Педагог оказывает помощь на всех этапах работы над проектом:
- Выбор темы.
- Формулировка цели и задач.
- Составление плана работы.
- Поиск информации.
- Промежуточные обсуждения.
- Оформление проекта.
- Подготовка к защите.
- Защита проекта.
- Коллективное обсуждение, оценки, выводы.
Существует достаточно большое количество видов проектов. Например, исследовательские проекты, информационные, творческие, игровые, практические, экскурсионные и т.д. В работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, ряд проектов не может быть использован изолированно и исключительно для самостоятельной работы, это связано с особенностями данной категории детей. Целесообразнее использовать различные комбинации проектов.
По характеру контактов проекты могут быть внутриклассными и внутришкольными. По продолжительности это могут быть мини-проекты (один урок или часть урока), краткосрочные проекты (от 4 до 6 уроков), недельные проекты (1-2 недели), долгосрочные проекты (от 1 до 3 месяцев). Проект может быть реализован в рамках одного учебного предмета или одной области знания (монопроекты). Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Проект может быть межпредметным и охватывать несколько областей знаний. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют интеграции нескольких предметов и работы нескольких учителей-предметников. Результатом проекта может стать: макет, модель, газета, журнал, буклет, карта, словарь, справочник, рисунки, схемы, оформление кабинета, учебное пособие, фотоальбом, фильм, презентация, игра, праздник, экскурсия, спектакль, концерт, выставка, ярмарка, коллекция, костюм и т.п.
Так как метод проектов является системой обучения, то при составлении календарно-тематического планирования педагог продумывает и вносит в планирование темы будущих проектов и все мероприятия, связанные с их созданием. Целью проектной деятельности является получение интересного для школьника результата, в том числе и интереса от самого процесса работы. В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие ученика и учителя на принципах равного партнёрства. Проект должен соответствовать возрасту и возможностям детей, а помощь педагога – адекватной. Межличностное общение позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого учащегося. Проектное обучение создаёт условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, возможности оценивать результаты своей работы и работы одноклассников. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.
Используя проектную деятельность в процессе обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью, педагогу следует помнить, что необходима достаточно серьёзная предварительная подготовка к созданию каждого проекта. В большинстве случаев требуется использование внеурочного времени и включение в работу разных педагогов, а также воспитателей, родителей, персонала. Деятельность педагога будет играть ведущую и направляющую роль, при этом задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.
Как показывает практика, проектная деятельность в её прямом понимании весьма сложна для детей с интеллектуальной недостаточностью, так как она предполагает самостоятельное планирование, выполнение и выводы по работе. Используя метод проектов в процессе обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью, мы можем говорить лишь об элементах этой формы работы. По сути, мы адаптируем метод проектного обучения к использованию его в работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность. Получаем некий симбиоз интегрированного урока, нетрадиционного по форме урока с элементами проектной деятельности, вносим разнообразие во внеурочную деятельность.
Приведём примеры некоторых проектов, которые были организованы в школах для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Проект «Обитатели наших лесов» (долгосрочный, внутришкольный, групповой). Проект готовился с учащимися 5-х классов на уроках чтения, внеклассного чтения, труда, рисования, природоведения и во внеурочное время. Мероприятия в рамках проекта:
- посещение зоопарка;
- фотографирование животных;
- просмотр документального фильма о животных родного края;
- зарисовки животных;
- чтение рассказов о животных на уроках чтения и внеклассного чтения;
- устные рассказы детей о походе в зоопарк и просмотре фильма;
- составление сравнительных характеристик представителей животного мира с персонажами художественных произведений;
- написание сочинения-описания;
- составление альбома с рисунками, фотографиями, сочинениями;
- создание макета леса и его обитателей;
- выступление с докладом на уроке;
- создание презентации, на слайдах которой фотографии, рисунки, отрывки из рассказов, отрывки из сочинений;
- подведение итогов, обмен мнениями.
Проект «Ярмарка-продажа. Масленичная неделя» (долгосрочный, внутришкольный, межпредметный). Проект готовился с учащимися старших классов. К работе над проектом привлекались руководители школьных мастерских, кружков, педагоги дополнительного образования, классные руководители, воспитатели групп продлённого дня, родители. Мероприятия в рамках проекта:
- тематические классные часы;
- знакомство с народными играми, фольклорными песнями, их заучивание;
- организация и проведение праздничных проводов зимы, встречи весны (изготовление костюмов, декораций);
- приготовление блинов для ярмарки;
- изготовление продукции для ярмарки в школьных мастерских;
- организация места проведения ярмарки, её проведение;
- написание сочинения;
- подготовка презентации (видеофильма) с фрагментами праздника, фотографиями, рисунками, отрывками из сочинений;
- подведение итогов, обсуждение, подсчёт прибыли.
Проект «Сказка ложь, да в ней намёк» (краткосрочный, внутрипредметный, внутриклассный). Проект готовился с учениками 4-го класса. Мероприятия в рамках проекта:
- посещение библиотеки;
- оформление уголка внеклассного чтения, выставка книг;
- чтение русских народных сказок;
- чтение русской сказки «Лиса и волк»;
- просмотр мультфильма по сказке «Лиса и волк»;
- рисунки, аппликации, поделки к сказкам;
- выставка работ;
- фотографирование работ, составление презентации;
- рассказывание сказки с опорой на презентацию;
- инсценировка русской сказки «Лиса и волк» (изготовление костюмов и декораций);
- беседа, обсуждение, обмен мнениями.