Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых школьников в учебном диалоге на уроках естествознания

Шишкова М.И., к.п.н., доцент МГГУ им. М.А.Шолохова

Подвальная Е.В., доцент МГГУ им. М.А. Шолохова


Журнал "Школьный логопед", № 2, 2010 год

Статья опубликована в № 2 журнала "Школьный логопед" за 2010 год

Многочисленные исследования в области речевого развития (М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова и др.) показывают, что умственно отсталые школьники с трудом овладевают диалогической речью. Значительные затруднения учащиеся специальных (коррекционных) школ VIII вида испытывают при вступлении в контакт, получении новых сведений во время ведения беседы, а также в момент использования информации на практике. Большинство старшеклассников с нарушением интеллекта не умеют поддерживать беседу; не знают, как начать разговор, как ответить на вопрос собеседника. Ответы учащихся могут быть чрезмерно пространными или излишне сжатыми, а подчас ограниваются только словами «да» или «нет».

Переход от участия в разговоре к самостоятельному развернутому высказыванию протекает у умственно отсталых детей особенно сложно. Даже если школьники пытаются рассказать о чем-либо, высказывания получаются фрагментарные, состоящие из логически не связанных частей, крайне бедные деталями. Школьников смущают вопросы, поставленные в непривычной для них форме. Фрагментарность и неполноценность знаний, неумение анализировать обстановку, малый опыт общения и своеобразие личностных проявлений тормозят развитие общения. Причина этого лежит не только в недостаточной сформированности речи, но и в особенностях мотивационной, эмоционально-волевой сфер. «Поэтому необходимо приучать учащихся внимательно вслушиваться в вопрос, вдумываться в его содержание, правильно строить свой ответ на вопрос…» (Н.П. Долгобородова, 1973), т.е. учить умению активно участвовать в беседе.

Речь умственно отсталых детей, несмотря на присущие ей нарушения, открывает широкие возможности для их обучения. Особенно это касается предметов гуманитарного и естественнонаучного цикла, т.к. на этих уроках необходимо создание речевого общения школьников друг с другом и с учителем. Современные тенденции в обучении умственно отсталых школьников естествознанию требуют, чтобы на данных уроках педагог уделял больше внимания развитию речи детей. «К речи учащихся, которой они пользуются на уроках естествознания, учитель должен относиться со всей серьезностью. Надо обращать внимание не только на содержательную сторону высказываний учащихся, но и на форму построения фраз. Не следует допускать, чтобы учащиеся говорили небрежно, с недомолвками, заменяя некоторые слова жестами» (Т.М. Лифанова, 1987). Специально подобранные педагогом упражнения, задания и дидактические игры являются прекрасным материалом для развития коммуникативной функции речи школьников.

Очень важным является понимание педагогом того факта, что урок не может строиться только на задавании информационных вопросов учителем и односложных ответов на эти вопросы детей. Проанализировав современные учебные пособия по естествознанию для специальных (коррекционных) школ VIII вида, мы отмечаем наличие в них большого количества текстов и вопросов информационного характера. Такой подбор учебного материала затрудняет работу педагога в решении одной из важнейших коррекционных задач - развитие коммуникативной функции речи школьников. Как показывают наблюдения практиков и собственный опыт работы, в большинстве случаев на уроках гуманитарного и естественнонаучного цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида используется речевое взаимодействие по типу «учитель – ученик», которое инициируется педагогом. При таком взаимодействии учитель - ведущее лицо в диалоге, он прогнозирует реплики учащихся и ждет от детей для анализа именно тех высказываний, которые, как он считает, необходимы в данной ситуации. Такой подход, на наш взгляд, не может не сказаться отрицательно на уровне проведения коррекционной работы по развитию речи умственно отсталых школьников, а тем более ее коммуникативной функции. Настало время отойти от сложившейся традиции задавания информационных вопросов, предполагающих в основном односложные ответы учащихся.

Желательно, чтобы задания, предлагаемые педагогом на уроке естествознания стимулировали речевую коммуникацию умственно отсталых старшеклассников. В связи с этим возникает необходимость проведения в процессе обучения уроков–диалогов. Однако, в специальной (коррекционной) школе VIII вида не всегда можно полностью построить урок в виде диалога, но использовать элементы такого урока на определенных этапах возможно и необходимо. Урок–диалог или отдельный фрагмент традиционного урока естествознания может быть начат с вопроса ученика или создания учителем проблемной ситуации, в которой ребенок должен будет высказать свое несогласие с чем-либо, обозначить свою позицию и видение предмета разговора. Учитель должен выступать в роли собеседника, стимулировать детей к творчеству, давать возможность выразить свои мысли. На уроках естествознания необходима постоянная стимуляция учащихся словами: «докажи», «объясни», «как ты считаешь», «согласен ли ты», «почему не согласен», «какая у тебя точка зрения» и т.п. Задача педагога научить ребенка не бояться своих слов, высказывать свои мысли, внимательно слушать одноклассников. Диалог при этом является одновременно целью и средством обучения, т.к. осуществляется одна из задач урока – способствовать развитию речи учащихся и ее коммуникативной функции. Учителю следует в большей степени обращать внимание на организацию диалогов по типу «ученик – ученик», создавать при помощи специально подобранных заданий условия для развития возможностей старшеклассников самостоятельно организовывать беседу по прочитанному тексту, формулировать вопросы и выступать в роли «маленького учителя», вести диалог с классом.

Содержание учебного материала по естествознанию позволяет организовать на уроках диалог школьников друг с другом и с учителем. Мы предлагаем некоторые приемы работы, способствующие развитию умений:

Проиллюстрируем это на материале темы, изучаемой в 7-ом классе - «Злаковые».

Для развития навыка составления правильного по смыслу и грамматически точно оформленного предложения (ответа) в учебном диалоге с учащимися заранее отрабатываются алгоритмы ответов. В помощь школьникам на доске, на индивидуальных карточках или на слайдах компьютерной презентации записывается вопрос и дается примерная схема построения ответа. Например:

Почему пырей необходимо выпалывать до созревания на нем семян? Свой ответ начни со слов: «Пырей необходимо выпалывать до созревания семян, потому что…»

Для чего перед посадкой пшеницы, ржи, кукурузы в почву вносят удобрения? Свой ответ начни со слов: «Перед посадкой пшеницы, ржи, кукурузы в почву вносят удобрения для того, чтобы…»

Использование данного приема позволяет семиклассникам развернуто и правильно отвечать на вопросы учителя. Подобные задания могут применяться на этапах повторения и закрепления естествоведческого материала, при выполнении индивидуального домашнего задания слабоуспевающими учащимися.

На уроках естествознания, после объяснения учителем нового материала и чтения статьи учебника, возможно обсуждение со школьниками какого-либо вопроса или ситуации. Для этого педагог, задавая классу вопрос, знакомит учащихся со своим мнением. Оно может быть правильным или ошибочным. Школьники, ориентируясь на записи в рабочих тетрадях и текст учебника, получают возможность согласиться или опровергнуть мнение учителя. Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что свою точку зрения им нужно будет объяснить, доказать. Например:

«Как вы считаете, для чего у кукурузы от нижней части стебля отрастают опорные корни? Я думаю это необходимо для того, чтобы растение получало из почвы больше воды и минеральных солей. Согласитесь или не согласитесь со мной? Докажите свою точку зрения. Начните свой ответ со слов: (вопрос и алгоритмы ответов могут быть представлены на доске или слайде компьютерной презентации). «Да, я согласен с Вами, что опорные корни необходимы кукурузе для…» или «Нет, я не согласен с Вами. Опорные корни отрастают от нижней части стебля для того, чтобы…».

«Почему у кукурузы плоды образуются только в початках? Я думаю - это происходит, потому что в соцветие початок собрано большее количество цветков, чем в соцветие метелку. Согласитесь или не согласитесь со мной? Докажите свою точку зрения. В своем ответе используйте слова вопроса: «Да, я согласен с Вашим мнением. У кукурузы плоды образуются только в початках, потому что…» или «Нет, я не согласен с Вашим мнением. У кукурузы плоды образуются только в початках, потому что…».

На этапе закрепления изучаемой темы у учителя появляется возможность проводить работу по развитию, навыков самостоятельного составления школьниками вопросов:

В процессе организации учебного диалога возникает необходимость научить умственно отсталого ребенка задавать вопросы. Обычно школьники задают вопросы своим одноклассникам в том виде, который требует лишь утверждения или отрицания, например: «Тимофеевка - это кормовая трава?», «Пшеницу выращивают в саду?», «Хлеб основной продукт питания?».

Работу по составлению вопросов к тексту учебника рекомендуется начинать со знакомства учащихся с вопросами, расположенными после учебной статьи. Дети читают вопросы, и в зависимости от их уровня интеллектуального и речевого развития, отвечают на них самостоятельно, либо с опорой на текст или алгоритм ответа, предложенный учителем. Затем педагог обращает внимание учащихся на то, с каких слов начинаются вопросы и вспоминает со школьниками, какие еще слова существуют для составления вопросительных конструкций. Уместно спрашивать у детей: «Какие из предложенных вопросов показались вам наиболее интересными?», «На какие вопросы было тяжело отвечать?» и т.д. После этого учитель предлагает детям попробовать самостоятельно сначала в устной, а затем и в письменной форме составить вопрос к статье учебника и задать его своим одноклассникам. Необходимо обратить внимание школьников на то, что им нужно внимательно выслушать ответы товарищей и определить, являются они правильными или ошибочными. Таким образом, ребенок одновременно учится составлять вопрос и планировать на него ответ, а также внимательно слушать ответ товарища.

При работе с наглядными пособиями учитель также имеет возможность использовать такие виды заданий, которые будут направлены на формирование умения умственно отсталых школьников составлять и использовать в активной речи вопросительные конструкции. Например, педагог демонстрирует изображения двух злаковых растений (пшеницы и кукурузы) с помощью таблиц на доске или средствами компьютерной презентации (рис.1). Школьникам предлагается вначале ответить на вопросы о строении и значении пшеницы, предложенные учителем и представленные на доске или слайде. Затем дети получают задание составить устно подобные вопросы о кукурузе и задать их своим одноклассникам.

Рис. 1. Слайд компьютерной презентации

В данном случае образцом являются вопросы, задаваемые учителем. В.А. Постовская (1968) отмечая важность такого вида работы, считала продуктивным следующий вариант задания: «педагог задает один вопрос, и предлагает школьникам подумать, о чем еще можно спросить».

Для развития умения сопоставлять вопрос с правильным ответом школьникам предлагается выбрать ответы, подходящие к вопросам, предложенным учителем. На карточках или слайде изображена таблица, в первом столбике которой записаны вопросы к тексту, а во втором столбике перепутанные местами ответы на них. Задача школьников соединить вопрос с правильным ответом. Если работа предполагает индивидуальную форму проведения, тогда педагогу рекомендуется оформить для каждого учащегося отдельную карточку, а при фронтальной работе со всем классом учитель может создать слайд компьютерной презентации (рис.2).

Рис. 2. Слайд компьютерной презентации

Предлагая старшеклассникам подобного рода задания, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ученика. От этого зависит количество вопросов и ответов на карточке (слайде) и их содержание. Задание можно усложнить, включив вопрос не подходящий к данному тексту или заведомо ложный ответ.

Усложненным является комбинированный вариант работы с вопросами и ответами к изучаемой теме. Школьники должны либо сформулировать ответ на вопрос из таблицы, либо к данному ответу задать вопрос, опираясь на предложенное первое слово вопроса. Задание может выполняться в парах, в командах и оцениваться не только педагогом, но и самими учащимися.

В некоторых местах автор пропустил вопросы и ответы, помоги ему заполнить таблицу.

Вопросы Ответы
Какие растения относятся к злакам?  
Как …? Стебель злаковых растений называется соломиной.
У каких злаковых растений цветки собраны в соцветие колос?  
У каких…? Соцветие метелка - у овса, кукурузы, мятлика.
Почему…? Злаковые растения относятся к однодольным, потому что в их семени одна семядоля.
Почему пшеницу, рожь, овес называют хлебными культурами?  
Почему….? Ежу, мятлик, тимофеевку называют кормовыми травами, потому что их специально сеют на корм скоту.
Какие злаковые наносят вред культурным растениям?  

Один из эффективных приемов работы, направленный на развитие умения учащихся задавать вопросы к тексту, также предполагает работу с таблицей, данной на карточке или слайде компьютерной презентации. В первой части такой таблицы школьникам предлагается начальное слово вопроса, а во второй части таблицы иллюстрация или предложение, вопрос к которой (которому) можно задать, используя данные в начале слова. Вопросы формулируются учениками, и лучшие из них задаются классу самими школьниками. Конечно, эта задача очень сложная и под силу далеко не каждому учащемуся специальной (коррекционной) школы VIII вида, но значимость такой работы неоспорима, т.к. она способствует развитию самостоятельности при осмысливании текста, приобретению определенной раскованности при общении, правильности использования языковых средств для построения высказывания.

Прочитай отрывок из текста «Выращивание зерновых» о подготовке почвы к посадке злаковых культур. Составь вопросы к готовым ответам.

Вопросы Ответы
В какое время….? Основную вспашку проводят осенью.
Когда….? Предпосевную вспашку проводят весной.
Что …? Перед вспашкой вносят в почву органические и минеральные удобрения.
На какую…? Вспашка проводится на глубину 20-22 сантиметра.
Что….? Рыхлая почва лучше удерживает воздух и воду.
В каких случаях….? Лущение проводят в тех случаях, когда почва сильно заросла сорняками.
Как….? Специальный механизм для лущения называется лущильником.

Прочитай текст об особенностях строения, выращивания и использования ячменя. Попробуй составить к нему вопросы, используя подстановочную таблицу.

Вопросы Ответы
Какое…? Как…? Рисунок ячменя.
Почему …? Ячмень называют скороспелой культурой, потому что он дает урожай через 60-90 дней после посева.
Почему …? Овес выращивают в северных районах России, потому что его всходы выдерживают небольшие заморозки.
Что ….? Из зерен ячменя получают перловую и ячневую крупу.
К каким….? Ячмень относится к злаковым культурам.

Оформление таблиц рекомендуется осуществлять с помощью компьютера, это значительно экономит время педагога на подготовку к уроку. При проведении фронтальной работы в классе таблица демонстрируется на слайде презентации, а в случае если работа с таблицей планируется как домашнее задание, то она может быть распечатана с помощью принтера на индивидуальных карточках.

Постепенно умственно отсталые школьники учатся самостоятельно задавать вопросы к иллюстрации, слайду, видеофрагменту, абзацу, учебной статье. Составленные самостоятельно вопросы учащиеся задают своим одноклассникам. Интересным для семиклассников является задание, в котором им нужно задать как можно больше вопросов к предложению (абзацу, статье). Вопросы записываются на листочках, а затем задаются классу или учителю. Слабоуспевающие школьники могут постараться задать хотя бы один вопрос, не записывая его на листочке.

Приведем примеры составленных семиклассниками вопросов к тексту «Использование злаков в народном хозяйстве»: «Какой основной продукт питания?», «Белый хлеб содержит витамины?», «Зерном кормят животных?», «Что делают люди из ячменя?», «Что пекут из овсяной муки?», «Кукуруза дает зерно?», «Зачем косят траву?», «Почему люди выпалывают их?», «Какой опасный сорняк?».

Специальная подготовка учащихся к общению закладывается и в процессе подготовки домашнего задания. Школьники готовят дома вопросы к изучаемому тексту, а на уроке учитель организует учебный диалог по типу «ученик-ученик». В данном случае, семиклассники выступают в роли «маленького учителя», задавая вопросы своим одноклассникам и оценивая правильность ответов. Приведем фрагмент урока по теме «Хлебные злаковые культуры». Учащимся было дано задание подготовить дома письменно вопросы к отрывку из статьи учебника. На уроке школьники задавали друг другу свои вопросы и отвечали на них:

Вопрос: Какая корневая система у ржи?

Ответ: Мочковатая.

Вопрос: Как называют стебель рожи?

Ответ: Стебель соломина.

Ученик, который задавал вопрос, дополнил ответ: «у соломины внутри ничего нет, там пусто».

Вопрос: С помощью кого опыляется рожь?

Ответ: С помощью ветра.

Вопрос: Какую муку делают из ржи?

Ответ: Из ржи ржажиную.

Вопрос: Чего пекут из этой муки?

Ответ: Хлеб пекут.

Семиклассник, задававший вопрос дополнил: «пекут черный хлеб и лепешки».

Вопрос: Какие листья у ржи?

Ответ: Листья у ржи длинные.

Вопрос: Рожь, как и пшеница, травянистое растение?

Ответ: Да, травянистое.

Такая работа может проходить и в виде игр «Шапка вопросов» или «Почтовый ящик», «Корзина вопросов». Учащиеся заранее пишут на листочках вопросы к изучаемому произведению, кладут их в шапку или опускают в специальный ящик. На уроке каждый ученик вытягивает вопрос и задает его классу. Вопросы и ответы коллективно анализируются, обсуждаются и оцениваются. Проведение этой работы возможно и в виде эстафеты. В классе находятся две корзины (два конверта) для вопросов (рис.3).

Рис.3 Корзины для вопросов

На каждой из корзин иллюстрация с изображением злаковой культуры. Класс делится на две команды. Каждая команда составляет и записывает на листочке вопрос о своем растении (вопросы могут быть подготовлены дома). Листочки с вопросами опускаются в корзину. В ходе соревнования семиклассники вытягивают вопросы своих соперников и отвечают на них. Вопросы может составить и учитель, с учетом индивидуальных особенностей детей, записав их, например, на красных, синих и зеленых листках. Дальше работа проходит как соревнование, только вопросы раздает учитель. На вопросы можно отвечать устно, можно записывать ответы в тетрадь.

Еще один вариант работы по составлению вопросов, предполагает наличие иллюстрации (слайда, картины, фотографии). Ситуация, представленная на иллюстрации является «проблемной». Изображение на картине, с одной стороны, абсурдно, неправдоподобно, неестественно, а с другой - является таковым только на первый взгляд, но при более тщательном рассмотрении вполне жизненно. Например, семиклассникам предлагается следующая иллюстрация: поздняя осень, по полю едет посевная техника, сеют пшеницу, на отдельных участках поля лежит тонкий слой снега (идет посев озимых культур). При обучении работе с таким материалом, первоначально вопросы задает учитель: Какое время года изображено на картине? Как вы думаете, чем занимаются фермеры? На мой взгляд, сеять злаковые культуры поздней осенью нельзя, а как считаете вы? Постепенно старшеклассники начинают самостоятельно составлять вопросы к иллюстрации, а затем задавать их классу. При выполнении этого задания, очень важно, чтобы школьники пытались рассуждать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

Систематическая работа по развитию у умственно отсталых старшеклассников умения составлять правильные по смыслу и грамматически точно оформленные предложения с опорой на алгоритм ответа, высказывания-рассуждения, вопросы к тексту статьи учебника, вопросы одноклассникам, способствует развитию навыков взаимодействия в учебном диалоге по типу «ученик-ученик», и как следствие, развивает коммуникативную функцию речи школьников. Предлагаемые задания направлены на речевое развитие старшеклассников: умение формулировать вопросы, выстраивать грамотные ответы, доказывать свою точку зрения и т.п. Они позволяют педагогу использовать на уроках естествознания проблемный и частично-поисковый методы обучения; дают возможность воспитывать интерес к изучаемому предмету; развивают эмоционально-волевую сферу, инициируют работу в парах и в группах.

Как показывает собственный опыт и наблюдение за деятельностью преподавателей коррекционных учреждений, данные методические приемы в сочетании с разнообразными наглядными пособиями, техническими средствами обучения, предметно-практической деятельностью учащихся будут способствовать не только развитию коммуникативной функции речи, но и более успешному усвоению естествоведческих знаний, а также формированию практических умений детей с нарушением интеллекта. Предложенные формы заданий и упражнений могут использоваться в специальных (коррекционных) школах на уроках природоведения, географии, истории, чтения, СБО и во время проведения внеклассных мероприятий.