См. раздел Публикации и презентации
Чтение. Учебник для 9-го класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Основные концептуальные положения
Девятый класс фактически является завершающим звеном в формировании читательской деятельности учащихся с нарушением интеллекта.
К этому времени у умственно отсталых учащихся относительно сформированной становится техника чтения. Безусловно, что в процессе дальнейшего обучения технические качества продолжают совершенствоваться, но главное внимание переносится на смысловую сторону литературных текстов. В этот период школьники с недоразвитием интеллекта продолжают работать с текстами что, несомненно, увеличивает трудности восприятия и осмысления ими как внешней, сюжетной канвы литературного произведения, так и его внутреннего, смыслового содержания.
Продолжение работы по формированию читательской деятельности учащихся и преодоление возникающих негативных тенденций становиться возможной и достаточно продуктивной только тогда, когда учитываются особенности познавательной деятельности и мотивационной сферы умственно отсталых школьников.
Учитывая слабое развитие коммуникативных умений у учащихся с нарушением интеллекта, и ориентируясь на основную целевую установку русского языка как учебного предмета, важно обеспечить на уроках чтения коммуникативный подход к изучению произведения.
Принимая во внимание недостаточную стабильность нравственной позиции учащихся школы VIII вида, их не всегда адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события, особую значимость в специальной (коррекционной) школе приобретает воспитательный подход при чтении художественных произведений.
Именно учебник чтения, как основная учебная книга по данному предмету, должна в первую очередь реализовывать высказанные выше положения.
Завершение образовательного цикла литературного чтения в 9 классе реализуется в ряде заданий типа «Вспоминаем прочитанное». При этом задания подобного рода связывают либо с иллюстративным материалом, либо с цитатами из прочитанных произведений.
Кроме того, в биографических справках писателей, о жизни и творчестве которых школьники уже имеют представление (из 7-го и 8-го классов), авторы учебника постоянно обращаются к прошлому опыту школьников, строя биографический очерк как диалог с читателями.
К творчеству писателей-классиков XIX века предпослана цитата В.Г. Белинского в качестве эпиграфа. В связи с чем, в самой биографии, а затем и в методическом аппарате обращается внимание на наиболее значимые моменты в жизни или творчестве писателя.
Произведения писателей XX века, также как и произведения писателей XIX века, сопровождаются краткой биографической справкой. Последовательность представления авторов обусловлена хронологическим принципом.
В учебный материал 9 класса дополнительно внесены произведения зарубежных авторов для внеклассного чтения.
Объем учебника соответствует новому учебному плану и Программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по русскому языку 2000 года.
Для повышения читательской мотивации учащихся в учебник 9 класса включены произведения познавательные по содержанию и с занимательными сюжетами. Кроме того, для большей заинтересованности читаемыми текстами в учебник помещены произведения, в основе которых лежит романтико–приключенческий сюжет. Это сказка В.А. Жуковского, баллады М.Ю. Лермонтова, повесть Н.В. Гоголя, песня А.М. Горького и др.
Продолжена тенденция нравственно-патриотического воспитания учащихся, нашедшая отражение как в методическом аппарате к разным произведениям, так и в подборе литературного материала, содержание которого наиболее ярко отражает нравственно–патриотические позиции. Это былина, рассказ М.А. Шолохова, А.Г. Алексина, стихотворения Н.М. Рубцова, Э.А. Асадова, Р. Стивенсона и др.
Авторами учебника усилен блок произведений юмористического характера. Это прослеживается в произведениях устного народного творчества, А.С. Пушкина, А.П. Чехова, Ю.И. Коваля, Д. Даррелла и др.
Методический аппарат учебника продолжает разрабатывать систему заданий, нацеленных на отработку новых или слабо усвоенных операций анализа произведений. Это касается выяснения авторской позиции в отношении своих героев; определение отношения читателей к действующим лицам и описываемым событиям, прогнозирование возможного продолжения жизненных коллизий. В системе этих заданий предусматривается определенная последовательность, пошаговость отработки необходимых умственных операций. Так, определяя отношение автора к своим героям, школьники-читатели сначала выбирают ответ на вопрос из предложенных вариантов в книге, затем по приведенным фактам пытаются установить позицию автора, потом – сами (с большей или меньшей помощью учителя) подбирают эти факты из читаемого произведения.
В методический аппарат книги включены также задания, ориентированные на повышение мотивации учащихся и активизацию их мыслительной деятельности. Например: Согласись или не согласись с высказанным мнением? А как ты думаешь? Можешь ли ты это доказать? и др.
Для того, чтобы литературное произведение не было оторвано от сегодняшних интересов учащихся, в книгу внесены задания на антиципацию поведения героя в современных условиях, на оценку его поступков с точки зрения соблюдения моральных норм, их полезности или вреда для окружающих.
Организация диалога читателя и героя произведения, согласие с высказанным в книге мнением или его отрицание, пересказ событий от лица одного из персонажей произведения, предположительное продолжение авторского текста – все эти задания направлены на развитие речи учащихся и, в частности, на формирование у них коммуникативных умений.
В учебнике прослеживается система работы над выразительной стороной речи школьников. По каждому произведению дается задание либо на выразительное его прочтение, либо на драматизацию диалогов, включенных в текст.
Предполагается, что анализ произведения не нарушит целостности восприятия художественного текста, а наоборот, поможет более эмоционально-адекватному его восприятию.