См. раздел Библиотека


Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития", № 7, 2019 год

Данилова Александра Михайлова

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

Подвальная Елена Владимировна, Камелева Нелли Олеговна

ГКОУ СКОШИ №52 г. Москвы

Современные подходы к профориентационной работе с обучающимися с нарушениями слуха

Статья опубликована в № 7 журнала "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" за 2019 год

Аннотация: В статье представлены некоторые теоретические аспекты профориентации и обобщен практический опыт профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной организации, осуществляющей обучение и воспитание школьников с нарушениями слуха.


Изменения социально-экономической ситуации в стране, динамичность самого мира профессий, высокая конкуренция на рынке труда требуют от каждого молодого человека принятия сложного и в то же время важного решения по выбору будущего профессионального пути. Вместе с тем многие выпускники общеобразовательных школ совершают неосознанный, зачастую необоснованный выбор под воздействием случайных факторов, не имеющих отношения к будущей профессии (близость образовательной организации профессионального образования к дому, низкий конкурс в колледж или вуз, совместное поступление с друзьями или одноклассниками, рекомендации со стороны родственников и т.п.).

Для обучающихся с нарушениями слуха выбор будущей профессии является еще более сложным процессом, что обусловлено целым рядом экономических, социальных, психологических и других причин [2]. Определенные трудности вызваны невозможностью заниматься некоторыми видами трудовой деятельности, что чаще всего связано с разнообразными медицинскими противопоказаниями. В силу этого при выборе будущей профессии обучающиеся с нарушениями слуха сталкиваются с ограничением круга профессий, с необходимостью взвешенно подходить к их выбору с учетом своих возможностей. Кроме того, по сравнению со слышащими сверстниками у обучающихся с нарушениями слуха отмечается более низкий уровень общеобразовательной подготовки. Недостатки коммуникативной сферы приводят к тому, что у данной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) также отмечается меньший объем знаний и представлений о мире профессий. Нарушение слухового восприятия может ограничивать обучающихся с нарушениями слуха в получении необходимой информации для осознанного выбора будущего профессионального пути. Социально-экономическое состояние общества в значительной степени ограничивает возможности их профессиональной самореализации как при получении профессионального образования, так и в процессе трудоустройства [1].

Острая потребность в поиске новых подходов к работе по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся с нарушениями слуха обусловила необходимость обобщения практического опыта специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение и воспитание школьников с нарушениями слуха.

В рамках педагогической науки профориентацию рассматривают как «…научно-практическую систему подготовки учащихся к свободному сознательному выбору профессии» (С.Н. Чистякова). Педагогами разрабатываются формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, направленной на помощь школьнику в профессиональном самоопределении [3].

Добиться успешности в профориентационной работе с обучающимися с ОВЗ можно при учете психофизических особенностей школьников, их личностных качеств, интересов и склонностей, при правильной организации процесса профориентации, построенного с учетом актуальной ситуации на рынке труда. Данный подход успешно реализуется в Государственном казенном общеобразовательном учреждении города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 52» (ГКОУ СКОШИ № 52), где обучаются школьники с нарушениями слуха.

Система реализации программы по профориентационной работе ГКОУ СКОШИ № 52 опирается на:

- обеспечение кадровых условий - квалифицированные педагогические кадры (учителя, классные руководители, воспитатели); социально-педагогический блок специалистов (социальный педагог, педагоги-психологи, учителя-дефектологи);

- обеспечение материально-технических условий;

- реализацию сетевого взаимодействия с учреждениями Департамента образования города Москвы;

- мониторинг результативности работы по данному направлению.

Профориентационная работа в школе осуществляется с 1-го по 11-й класс и включает в себя четыре этапа.

Первый этап (1-4-й классы). Основные задачи этапа: формирование у учащихся младших классов с нарушениями слуха любви и уважения к труду и трудовой деятельности, понимания роли труда для человека и общества; развитие интереса к миру профессий; изучение индивидуальных трудовых возможностей и предпочтений. На данном этапе обучающиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, конкурсы рисунков, ролевые игры, устные журналы, встречи с интересными людьми. С обучающимися 3-4-х классов проводятся первые психологические игры. Уже в начальной школе учащимся предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории, они выбирают занятия в объединениях дополнительного образования.

Второй этап (5-7-й классы). Основные задачи этапа: формирование у обучающихся с нарушениями слуха первоначальных профессиональных предпочтений; психолого-педагогическое содействие в осознании школьниками их интересов, способностей, возможностей, связанных с выбором профессии. Профориентационная работа получает продолжение через профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют обучающимся с нарушениями слуха более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Обучающиеся 5-7-х классов расширяют и уточняют знания и представления о рабочих профессиях через экскурсии на производства, предприятия города. Во время экскурсий обучающиеся знакомятся с организацией производства, наблюдают технологические процессы и их результаты.

Третий этап (8-9-й классы). Основные задачи этапа: уточнение, углубление профессиональных предпочтений; психологопедагогическое сопровождение в составлении профессиональных планов с учетом индивидуальных предпочтений и реальных возможностей профессионального обучения по выбранному направлению. На данном этапе среди обучающихся проводится работа, направленная на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем и профессии. Обучающиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной ответственности. В задачу профориентационных экскурсий входит профессиональное самоопределение школьников. Сохраняется установка на расширение представлений об актуальных профессиях.

Четвертый этап (10-11-й классы). Основные задачи этапа: корректировка образовательно-профессиональных планов обучающихся; формирование компетенций, важных для профессионального самоопределения. В системе профориентационной работы школы данный этап является завершающим и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В этот период особую роль приобретают профориентационные консультации для обучающихся и их родителей. Используются различные методы информирования, в ходе которого школьники узнают о способах получения желаемого профессионального образования, профессиональных требованиях к человеку, об оплате труда и т. п.

Профориентационная работа предполагает сотрудничество педагога и родителей обучающихся, т.к. первые представления о профессиях дети получают через знакомство с опытом своих близких: мам, пап, бабушек, дедушек.

Новым подходом в организации профориентационной работы с обучащюимися начальных классов стало участие школы в отборочном этапе Московского детского чемпионата «KidSkills». В ходе подготовки к чемпионату во внеурочную работу учителей начальной школы с обучающимися 1-4-х классов были введены следующие занятия:

- кулинарное дело (обучение выполнению декоративных элементов из соленого теста, составление тематических композиций, соблюдение стандартов чистоты на рабочем месте и др.);

- аэрокосмическая инженерия (сборка объектов из конструктора LEGO по предложенной тематике, чтение простейших технических чертежей, решение элементарных конструкторских задач и др.);

- сити-фермерство (освоение навыков работы с посадочным материалом, пересадки растений в аквагрунт, закрепление и расширение знаний о растениях и уходе за ними и др.).

Современное техническое и программное обеспечение школы позволяет обучающимся с нарушениями слуха младшего школьного возраста заниматься основами графического дизайна. Так, было организовано знакомство с программой Adobe Photoshop, в ходе которого школьники составляли разнообразные коллажи, учились выбору цветовой гаммы и гармоничному сочетанию цветов и их оттенков.

Подготовка к чемпионату «KidSkills» была нацелена на решение таких задач, как знакомство младших школьников с новыми современными профессиями, развитие и совершенствование коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ, навыков работы в команде. Ставились и решались задачи по развитию творческого мышления, умения следить за временем и контролировать его, принимать самостоятельные решения, быть нацеленным на результат.

Появление в крупных городах России тематических парков для детей и юношества предоставляет образовательным организациям возможность для реализации нового подхода в профориентационной работе с обучающимися. Так, ресурсы нашего города позволяют создать в нем универсальную образовательную среду, что, в свою очередь, дает возможность педагогам ГКОУ СКОШИ № 52 использовать в профориентационной работе московские технопарки, приводить школьников на занятия в детские тематические парки «Мастерславль» и «Кидзания». Грамотное использование учителями технологий, предлагаемых тематическими парками, позволяет учащимся попробовать свои силы в самых разных профессиях, получить уроки финансовой грамотности, принять первые финансовые решения. Опыт взаимодействия с данными организациями показал, что их территории адаптированы для детей и подростков с ОВЗ, а сотрудники владеют навыками взаимодействия со школьниками с особенностями в развитии.

Большая работа профориентационной направленности в ГКОУ СКОШИ № 52 проводится социальным педагогом. Одно из направлений его деятельности - организация посещений учениками выпускных классов городских мероприятий, таких как «Навигатор поступления», «Эстафета доброты», «Образование и карьера», «Московский колледж - открытое образовательное пространство», «Фестиваль профессий», «Сто дорог - одна твоя».

В рамках проектной деятельности школьники выполняют работы на темы «Такие важные профессии», «Профессии XXI века» и впоследствии представляют и защищают эти проекты на школьной конференции.

Помочь школьникам с выбором профессионального пути призвана и система дополнительного образования школы. Интеграция общего и дополнительного образования как способ оптимизации обучения детей с нарушениями слуха играет важную роль в их подготовке к будущему выбору и освоению профессии. Большое значение имеет сетевое взаимодействие образовательных учреждений города Москвы. Техническое направление дополнительного образования - одно из самых востребованных в школе-интернате. Для реализации этого направления ГКОУ СКОШИ № 52 заключило сетевой договор с Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением города Москвы «Политехнический колледж № 8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова». В течение нескольких лет учащиеся 3-4-х классов во второй половине дня выезжают на школьном автобусе с педагогом на занятия по объемному моделированию с использованием 3D-ручек.

Обучающимся с нарушениями слуха эти занятия дают ценный опыт взаимодействия с педагогами колледжа, которые помогают школьникам овладеть профессиональными навыками, а также социальными и коммуникативными умениями. В ходе занятий школьники знакомятся со средним специальным профессиональным учреждением, его структурой, правилами поведения, традициями, что может помочь им в дальнейшем профессиональном обучении.

Ежегодно обучающиеся ГКОУ СКОШИ № 52 принимают участие в чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Подготовка к чемпионату и участие в нем обеспечивают школьникам с нарушениями слуха эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию к получению профессионального образования, содействуют социокультурной инклюзии. В 2018 г. один из учеников школы стал призером в номинации «Издательское дело», в 2018-2019 уч. г. шестеро обучающихся вышли в финал V Московского чемпионата «Абилимпикс-2019» в номинациях «Дизайн персонажей, анимация», «Издательское дело», «Ландшафтный дизайн», «Поварское дело», «Ремонт и обслуживание автомобилей». Подготовкой участников к чемпионату занимались сотрудники школы (учителя, социальный педагог, психологи) и педагоги колледжей, которые посещают дети в рамках курса «Технология» и реализации проекта «Профессиональное обучение без границ».

Городской проект «Профессиональное обучение без границ», активными участниками которого являются обучающиеся старших классов школы, предполагает освоение ими программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Привлекая школьников с ОВЗ к участию в данном проекте, педагогический коллектив школы решает задачи по профессиональной социализации обучающихся предвыпускных и выпускных классов, формированию у них интереса к профессиональному обучению. У школьников, успешно освоивших программу, формируется необходимый набор специальных профессиональных компетенций.

В конце учебного года обучающиеся сдают квалификационный экзамен и по его результатам получают свидетельство о профессии рабочего, должности служащего с присвоением квалификации (разряда, класса, категории и т.д.). Так, выпускники 9-х классов ГКОУ СКОШИ № 52 в 2019 г. вместе с аттестатами получили свидетельства о присвоении профессии «Оператор станков с числовым программным управлением», «Повар-кондитер» и др.

Особых подходов требует организация и проведение профориентационной работы с обучающимися, имеющими нарушения слуха и интеллекта. На начальном этапе обучения педагоги-дефектологи формируют у учащихся данной категории навыки самообслуживания. На ступени общего образования учителя и воспитатели работают над формированием общетрудовых умений и навыков с целью их включения в последующую профессиональную деятельность (уроки социально-бытовой ориентировки, трудового обучения в школе и в рамках сетевого взаимодействия на базе колледжей г. Москвы). В процессе обучения и в ходе профориентационной работы школьники с нарушениями слуха и интеллекта знакомятся с профессиями маляра, штукатура, облицовщика-плиточника, рабочего зеленого хозяйства, кондитера, повара, брошюровщика, переплетчика, швеи. Вместе с классным руководителем или социальным педагогом обучающиеся данной нозологической группы систематически посещают дни открытых дверей в Колледже малого бизнеса № 4, Колледже сферы услуг № 10 и др.

На наш взгляд, показателями эффективности профориентационной работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы являются:

- создание ситуации успеха в социализации и коммуникации обучающегося с ОВЗ;

- поступление выпускников школы в средние профессиональные и высшие учебные заведения;

- трудоустройство выпускников школы;

- удовлетворенность семьи обучающегося результатами профориентационной работы.

Анализ данных о поступлении выпускников ГКОУ СКОШИ № 52 в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования, за три года показывает успешность осуществления профориентационной работы с обучающимися. Все выпускники 11-х классов продолжили обучение в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования. Они стали студентами ведущих вузов страны: Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российского аграрного университета им. К.А. Тимирязева и др. Большинство выпускников школы (96%) получают профессиональное образование за счет средств федерального бюджета.

Для совершенствования профориентационной работы педагогический коллектив ГКОУ СКОШИ № 52 ставит перед собой следующие задачи:

- продолжить работу по созданию условий для формирования у обучающихся умений и навыков, необходимых для учебы, жизни и труда в современном мире;

- формировать у обучающихся с ОВЗ способность к осознанному выбору востребованных на рынке труда профессий;

- разрабатывать и создавать гибкую, практико-ориентированную модель предпрофессионального обучения школьников с ОВЗ;

- продолжить сетевое взаимодействие с образовательными организациями города Москвы;

- активизировать работу классных руководителей старших классов в области предпрофессионального обучения;

- продолжить проведение просветительской работы с родителями обучающихся средних и старших классов.

Важно, чтобы при организации профориентационной работы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа стремилась к тому, чтобы каждый обучающийся с нарушениями слуха смог осуществить свой выбор профессионального пути сознательно и самостоятельно. Ведь во многом от того, насколько правильно будет совершен этот выбор, зависит успешность человека, его место в обществе, его удовлетворенность работой и жизнью, его физическое и психическое здоровье. Правильно организованная профориентационная работа школы - это путь к успеху ее учеников.

Литература

1. Алексеевских Д.Ю. Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушением слуха в условиях клубной работы: автореферат. дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 21 с.

2. Данилова А.М., Подвальная Е.В. Особенности раннего профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями слуха // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова. М.: МПГУ, 2018. С. 227-233.

3. Чистякова С.Н. От учебы к профессиональной карьере. М.: Академия, 2012. 176 с.