См. раздел Библиотека

Лукашенко Е.В.,
учитель-дефектолог, МБОУ «Иланская СОШ № 41», г. Иланский, Красноярский край

Дата публикации на сайте: 25 сентября 2017 года

План-конспект дефектологического занятия-игры «Волшебный барабан» (2 – 3 класс)

Скачать презентацию к занятию

Игра проводится с обучающимися по АООП 2 – 3 класса, в количестве 6 человек (из них: 2 – дети-инвалиды). Занятие последнее в разделе «Зима», предполагается, что обучающиеся уже имеют достаточные знания о времени года.

Тип занятия: занятие-игра, обобщение и систематизация знаний.

Триединая цель:

Тема: «Мороз и солнце – день чудесный!»

Ход занятия:

1. Организационный момент (2 минуты). Здравствуйте ребята! Сегодня у вас будет не простое занятие, а игра «Волшебный барабан». Все готовы принять участие и показать, на что вы способны? (ДА). Посмотрите на снежинки, которые лежат у вас на партах (снежинки вырезаны из разноцветной бумаги). А сейчас найдите себе пару, с учетом цвета снежинки. (ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В ПАРЫ)

2. Актуализация имеющихся знаний (3 минуты). Тема нашего занятия «Мороз и солнце – день чудесный!» Ребята, скажите, какое сейчас время года? (ЗИМА). Правильно! А что дети делают зимой? (КАТАЮТСЯ С ГОРКИ, НА САНКАХ, ЛЫЖАХ, КОНЬКАХ, ЛЕПЯТ СНЕЖНУЮ БАБУ). Давайте назовем признаки зимы. (ИДЕТ СНЕГ, ВЬЮГА, МОРОЗНО, СОЛНЦЕ НЕ ГРЕЕТ, ДЕНЬ КОРОТКИЙ). Молодцы!

3. Отгадывание загадок (3 минуты). Сейчас я буду загадывать загадки, только вы не выкрикивайте, поднимайте руку и слушайте внимательно! (Загадываю каждому участнику по одной загадке. Если возникают трудности при отгадывании, предъявляю картинку).

Греет руки пара печек
Из колечек от овечек.
(Варежки)
Зверь мохнатый, косолапый.
Зимой сосет в берлоге лапу.
(Медведь)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Летом стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы.
(Санки)
Зимой и летом
Одним цветом.
(Елка)
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки)

4. Распределение заданий с помощью барабана (10 минут). Итак, все подготовились, начинаем вращать барабан и распределять задания. (По очереди к барабану подходят пары. Задания подготовлены и распределены педагогом заранее для каждого конкретного ребенка, с учетом его индивидуальных возможностей).

Сектор № … - это задание для ДАШИ П. и ЛЕНЫ А.

«Разрезная картинка». Вам необходимо вырезать картинки по жирным черным линиям. Правильно их собрать, приклеить на чистый лист и раскрасить. НА СТОЛЕ: ЗАГОТОВКА С КАРТИНКАМИ, 2 НОЖНИЦ, КЛЕЙ, ГАЗЕТА, ЛИСТ А-4, ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ.

(По окончанию работы) Что у вас получилось? (ЁЛКА). Посмотрите внимательно, елка украшена шарами, а елочные игрушки у нас бывают красивые, разноцветные. Постарайтесь раскрасить шары поярче.

Сектор № … - это задание для САШИ Б. и ВИКИ М.

«Обобщение». Рассмотрите картинки, перечислите их, назовите одним словом. Запишите это слово. Назови гласные и согласные буквы, поставьте ударение в слове. КАРТИНКИ – РУБАШКА, ШУБА, СВИТЕР, ДЖИНСЫ, ВАРЕЖКИ.
У ВСЕХ НА СТОЛАХ ЛИСТОЧКИ, РУЧКИ.

Каким словом можно назвать эти картинки, все думают, не шумят. Ребята отвечают: (ОДЕЖДА). А какие это вещи? Теплые? Когда их одевают? (ЗИМОЙ) Молодцы! Теперь давайте все запишем на листочках слово ОДЕЖДА. (ЗАПИСЫВАЮТ). Я пока соберу ваши картинки. Все записали, назовем гласные буквы в этом слове: О, Е, А. Теперь назовите согласные: Д, Ж, Д. Молодцы! На какую букву в слове падает ударение: на Е. Ребята, я собрала ваши картинки, а вы постарайтесь вспомнить и назвать их, кто что запомнил? (НАЗЫВАЮТ ПО ОЧЕРЕДИ, Добавляю лишнюю – ТАПОЧКИ). Посмотрите, ребята! Появилась еще одна картинка, как вы думаете, она подойдет к нашей группе «Одежда»? (НЕТ). А почему? (ТАПОЧКИ – ЭТО ОБУВЬ). А их можно зимой одевать? (НЕТ) Где ходят в тапочках? (ДОМА, ДОМАШНЯЯ ОБУВЬ).

5. Физминутка с музыкальным сопровождением (2 минуты). «Белые снежинки кружатся, летят».

6. Продолжение игры (5 минут).

Сектор № … - это задание для ОКСАНЫ Ш. и ДЕНИСА Ш.

«Классификация». Задание: назовите картинки, подумайте, на какие две группы можно разделить их? Звуко-буквенный анализ слова. КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЖИВОТНЫХ – ЗАЯЦ, СВИНЬЯ, СОБАКА, МЕДВЕДЬ, ВОЛК, КОТ, ЛИСА, ЛОШАДЬ, БЕЛКА.

Назовите картинки. Подумайте, на какие 2 группы можно их разделить? (ДИКИЕ, ДОМАШНИЕ). Молодцы! Разложите картинки на 2 кучки. Проверяем. (НАЗЫВАЕМ ХОРОМ). Скажи, Оксана, сколько букв в слове ЗАЯЦ? (4), Какой первый звук в этом слове? (З), какой последний звук? (Ц) Молодец!

7. Коллективная игра (3 минуты). Ребята, вы все справились с заданиями, МОЛОДЦЫ! Но наш барабан способен не только распределять задания, не зря ведь он называется «волшебным». А кто мне скажет, как вы понимаете слово «волшебство» (СКАЗОЧНОЕ, НЕРЕАЛЬНОЕ, ЧУДО). Давайте прочитаем значение слова в словаре. Волшебство – действие волшебника, колдовство, чародейство. Чарующее действие кого-либо, чего-либо; очарование.

Ребята, наш барабан может и воспроизводить музыку. Послушайте, что напоминает вам этот звук, на что похожа эта мелодия? (ДУЕТ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР, БУРЯ). А сейчас встанем в кружок и поиграем в «Ассоциации»: я кидаю вам мяч и говорю «ЗИМА», а вы мне мяч возвращаете и называете 1 слово, связанное с зимой (ВЕТЕР, ДЕД МОРОЗ, ПОДАРКИ, КАНИКУЛЫ, ХОЛОДНО, ШУБА, ВАРЕЖКИ, СНЕГ, ГОРКА, СНЕГОВИК).

Когда педагог с детьми играет, помощник раскладывает конфеты на барабан.

8. Подведение итогов (2 минуты). Молодцы ребята! Вы сегодня были активные и веселые, успешно справились со всеми заданиями. Посмотрите, произошло еще одно чудо! Для каждого из вас на барабане появились сладкие призы. Угощайтесь! Спасибо всем за участие, на этом наша игра завершается!